Начало статьи => http://the-indians.narod2.ru/index/0-11 Клан Совы К сожалению, можно встретить неверное утверждение, что у шауни никогда не было тотемных разделений на кланы, связанных с животными, что якобы вместо этого у них были "именные группы". В основательном научном труде, описывающем все известные европейцам названия и передвижения племен по территории США (Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts автора Frederick Webb Hodge) Ф.Ходж на странице 536 пишет, что у шауни было 13 кланов, каждый из которых был посвящен определенному зверю или птице. Ф.Ходж приводит транскрипции этих названий. У шауни, согласно Ф.Ходжу, были кланы волка, сарыча, медведя, полярной гагары (!) (loon), пантеры, СОВЫ, индюка, оленя, енота, черепахи, змеи, лошади, кролика. Эти сведения содержатся у других этнографов, в частности Моргана. Раньше черепаха, по словам этих исследователей, занимала важное место в мифологических традициях шауни. Но несмотря на это, на конференции 1793 года шауни поставили свою подпись в виде тотемного изображения змеи. Так что деление на тотемные кланы было, и был клан Совы! Вопрос о быте, использовании лошадей и огнестрельного оружия в племениСат-Ока Иногда можно встретить несколько абсурдный вопрос , почему шауни во времена Текумсе использовали огнестрельное оружие, а в племени Сат-Ока практически обходились без него. Во-первых, шауни во времена войны за независимость находилсь на легальном положении, были союзниками англичан , обеспечивавших их оружием, и так далее. Позже после поражения, стремясь избежать насильственного поселения в резервацию, часть шауни ушла дальше. Иметь огнестрельное оружие и пользоваться им - это значит постоянно пополнять запас патронов. Для этого необходимы налаженные связи с факториями, что было совершенно невозможно после разгрома Текумсе в 1813 году. Это привело бы в конечном итоге к заключению в резервацию пытавшемуся вести скрытный образ жизни племени Сат-Ока . Еще один факт, который игнорируют, когда говорят об автобиографических произведениях Сат-Ока . Он писал свою книгу в 50-ые годы , когда его племя могло еще оставаться свободным. Поэтому естественно , что Сат-Ок , опытный разведчик, успешно провоевавший в польских лесах во время Второй мировой войны, очень осторожно писал о своем родном племени, его месторасположении, численности, связях и , наконец, вооружении, чтобы своим повествованием не нанести вред своим родным, все еще находящимся на северо-западе Канады. Ведь формальной причиной ареста матери Сат-Ока немецкими оккупантами стали два охотничьих ружья, находившихся у нее без разрешения. Их она купила для своего мужа и старшего сына Танто накануне предполагаемого отъезда на родину в Канаду, который так и не состоялся. Об использовании лошадей. Некоторые находили это странным и вообще несвойственным для индейских племен, исконно обитавших на северо-западе Канады. Причем тут вопрос о том, что во времена Текумсе шауни вовсю использовали лошадей, почему-то не возникал. А лошади , в отличие от патронов, размножаются сами. Но не следует забывать, что племя Сат-Ока пришло на северо-западные территори Канады с юга и заимствовало много бытовых привычек у племен, с которыми они во время этого передвижения контактировали. В книге Сат-Ока описывается на какие большие расстояния (в том числе, и южнее, ближе к прериям) перемещалось его родное племя в зависимости от сезона и других факторов. Для этого надо внимательнее прочитать его книги , о чем немного позже. Прежде хотелось бы привести цитату из предысловия к первому изданию автобиографической повести Сат-ока "Земля Соленых Скал". Вот что пишет С.Преображенский в журнале "Юность" №11, 1960 г.: "После подавления в первой половине XIX века освободительного движения индейских народов, в котором большую роль играл знаменитый Текумсе ( упоминаемый в книге Сат-Ока ), остатки племен были оттеснены за Миссисипи, а впоследствии насильно поселены на северо-востоке Оклахомы (США). В середине прошлого столетия небольшая часть предков Сат-Ока , не выдержав притеснений колонизаторов, ушли в сторону Канады и в конце концов поселилась в районе реки Макензи и Большого Медвежьего Озера ("...наше племя пришло к этой реке, чтобы жить спокойно, - говорит Высокй Орёл). Живя здесь, по соседству с другими племенами, они испытали известное влияние этих племен; в частности, степных коневодов и охотников на бизонов. Там же они столкнулись с другими индейскими племенами, расселившимися в этих местах в более ранние времена. Некоторая архаичность и даже примитивизм описываемого быта современных индейцев, и в особенности вооружения племени Высокого Орла, становятся более понятными, если учесть, что это племя поныне живет оторвано от внешннего мира, не пользуясь услугами факторий и компаний Гудзонова Залива." С.Преображенский, журнал "Юность" №11,1960г. " Если бы орёл поднял тебя высоко над страной Толанди, что лежит на юг от реки Маккензи, Большого Медвежьего озера и большой излучины Юкона, - запад заслонили бы от тебя высокие хребты Скалистых гор, а на юге перед твоим взором раскрылись бы горизонты широких прерий. Эти прерии - дорога бизонов. Она тянется от канадских провинций Альберта и Саскачеван через обе Дакоты, Небраску, Оклахому до каменистого Техаса," - так описывает Сат-Ок землю, по которой перемещалось его племя. Ведя скрытный от правительственных контролирующих органов образ жизни, племя Сат-Ока поддерживало связи с другими племенами, которые нередко до этого были даже враждебными. Но теперь распри были забыты , чтобы выжить, индейцы разных племен предупреждали друг друга об опасности, собирались на больше праздники и т.д. "Перед вечером ( накануне праздника посвящения в воины) к берегу озера начали причаливать маленькие и большие каноэ. Воины молча вытягивали на песчаный берег лёгкие березовые челны, женщины ставили типи из шкур. С другой стороны доносился конский топот. Это прибывали всадники с равнин. Они тоже быстро и молча ставили свои шатры." Далее Сат-Ок упоминает разные племена, в том числе и сивашей, живших севернее, в местах, которые описывал Джек Лондон в своих книгах.( Писатель встречался там с сивашами. Джек Лондон описал их в рассказе "Как вешали Калтуса Джорджа".) В своей повести "Земля Солёных Скал" Сат-Ок так описывает сивашей: "...а также воины сивашей, которые, как и мы , не хотели служить белым и присоединились к нашему племени. Ростом они были ниже наших мужчин, скулы у них сильно выдавались, на верхней губе виднелись реденькие усы. Вместо головных уборов с султанами из перьев они носили большие шапки из лисьих шкур с лисьми хвостами по обе стороны лица. Мы принимали их как братьев, хотя когда-то, как говорил Овасес, наш военный клич не раз нарушал спокойный сон сивашей." На протяжении повествования племя перемещается на значительные расстояния. Так, лагерь Молодых Волков находился севернее на расстоянии нескольких дней пути от основного селения, расположившегося на берегу одного из озер. Позже,скрываясь от правительственных войск , племя Сат-Ока уходит к Скалистым горам. В том, что Сат-Ок с детства прошел необычную для жителя Старого Света школу езды верхом и обращения с лошадьми, не сомневались его боевые товарищи, участники Второй мировой войны. По их свидетльству, они, сами считавшие себя "жителями леса" и хорошими наездниками, не могли сравниться с ним в умениии ездить верхом, и, главное, в понимании психологии лошади как бы изнутри. Сат-Ок удивлял своих однополчан тем, как он общался с этим животным. Сат-Оку было все равно скакать в седле или без, чем он поражал своих товарищей. На лошади он сидел , как влитой и был очень выносливым наездником. Эти навыки он приобрел еще в детстве, воспитываясь в родном племени. Говоря о быте в своей автобиографической повести, Сат-Ок всегда обращает внимание, где располагалось стойбище лошадей, его опытный глаз всегда отмечал, какая трава встречалась им на привалах и т.д. " Наш караван двигался между скалами, становившимися все выше. Солнце миновало зенит, вскоре мы вышли на небольшую поляну, усеянную камнями, покрытую пожелтевшей травой. Старики, возглавлявшие поход, остановились, чтобы разбить лагерь...Привал был недолгим. ...Караван готовился к дальнейшему походу, и мы нашли Овасеса около лошадей. Старый воин осматривал кожу, которой были обвязаны копыта лошадей во время их тяжелого пути по каменистой местности." И вот еще один отрывок о лошадях. Описывается период засухи: " Мы направились в сторону леса, где в тени на остатках высохшей травы паслись наши кони... ....Мы старались сохранить их любой ценой, так как без коней наше преследуемое племя было почти беспомощным. И не только поэтому. Для моих соплеменников, шеванезов, мустанг - не просто конь. Это прежде всего друг и брат, с которым делишь тяготы дальних дорог в холод и зной, в дождь и снег." Вызывает недоумение совершенно абсурдное заявление о том, что расстояния, которые преодолевали некоторые герои повести Сат-Ока верхом, слишком большие, и что вообще зимой они пользоваться лошадьми якобы не могли. Чего только не поставит под сомнение современный городской обыватель. Однако достаточно привести хорошо всем известный пример из отечественной истории. Монгольские воины любили совершать свои опустошительные набеги на русские княжества из глубин Азии именно зимой. Так как зимой они могли передвигаться с молниеносной скоростью по замёрзшим руслам рек. И зимние трудности, связанные с фуражом, не были им помехой. Индейске воины так же при необходмости перемещались на большие расстояния в случае необходимости. Это было условием выживания. А то, что перемещение на значительные расстояния в незимнее время было реальностью, вообще не требует комментариев. Вот пример , как Сат-Ок очень жизненно, с полным знанием дела описал свои детские воспоминания о том, как к ним издалека с южного направления прискакал гонец: " Конь остановился около нашей группки, вздымая копытами клубы пыли, а всадник тяжело сполз с его хребта. Он поднял в знак приветствия правую руку приблизился к нам. Мы ждали, когда он заговорит. ...Шедший за мной молодой воин тяжело дышал, он весь был покрыт толстым слоем пыли, губы его запеклись и потрескались, он шел какой-то деревянной походкой. Видно, он долго, очень долго ехал верхом. Он даже шатался и только перед входом в шатёр расправил плечи. Это был мужчина лет тридцати, высокй и худой. В волосах, связанных на макушке пучком, торчало два совиных пера. По обнаженной груди и плечам стекали узенькие ручейки пота, прорезав в слое пыли канавки с тёмными берегами. Сколько дней провёл он в седле? Что его гнало?" ( "Земля Солёных Скал", глава 6). . Описание природы у Сат-Ока В русскоязычном интернете можно встретить указания на якобы существующие принципиальные неточности в описании природы Большого Медвежьего Озера у Сат-Ока . Разберем некоторые из них - как бы нелепы и безграмотны они не были. Так некоторые пишут, что в описываемом Сат-Оком регионе чащи нет. Есть только разреженный лес. Расстояние на указанных Сат-оком реках и на всем побережии Большого Медвежьего Озера между деревьями чуть ли не 20 - 50 м. Это абсолютная неправда. Вот фотография чащи на Большом Медвежьем Озере ( ссылка на сайт "О Великих Озерах Мира. Большое Медвежье Озеро там под номером 10)
Утверждение, что там якобы нет мха, травы и сосен, тоже неправда. Вот фотография - скалы и сосны Большого Медвежьего Озера. Это те одинокие скалы, о которых писал Сат-Ок , напоминающие застывшие фигуры, и на них растут сосны.
Еще одно утверждение. На Большом Медвежьем Озере нет лиственных деревьев - такое возможно встретить только в русскоязычном интернете. Мало кто из соотечественников бывал в канадской провинции Северо-Западные Территории, что севернее провинции Альберта, где и находится Большое Медвежье Озеро. Природа там разнообразная. В том числе растут и лиственные деревья. Вот фотография с канадского сайта, рекламирующего коттеджи на берегу Большого Медвежьего Озера в канадской провинции Северо-Западные Территории. Комментарии излишни. На этом канадском сайте можно посмотреть другие фотографии с видами на Большое Медвежье Озеро. Страница так и озаглавлена "Уединение Большого Медвежьего Озера"...
О произрастании таких лиственных пород, как канадская липа ( Tilia americana), канадский клен (Acer saccharum)и т.д. на северо-западных территориях Канады (что возможно благодаря смягчающим климат влажным северо-западным ветрам с Тихого океана) рассказывается в следующем замечательном научном труде на английском языке:"Downtown Juneau Tree Guide"Сплошные лиственные леса с преобладанием этих пород произрастают южнее Северо-западных провинций. Но отдельные вышеупомянутые деревья встречаются гораздо севернее, вплоть до Аляски. (см.справочник)Джуно (Juneau) - это район Аляски (штат Аляска, США) ."Downtown Juneau Tree Guide" СОДЕРЖАНИЕ САЙТА СЛЕДУЮЩАЯ СТАТЬЯ: " ИНДЕЙЦЫ СЕВЕРОЗАПАДНОЙ КАНАДЫ ГЛАЗАМИ АНГЛИКАНСКИХ МИССИОНЕРОВ В СЕРЕДИНЕ 19 ВЕКА" http://the-indians.narod2.ru/anglikanskie_missoneri_v_kanade/ |