Большое восстание алгонкинских племен потерпело поражение. Текумсе безоружным пошел в лагерь, чтобы договориться о спасении женщин, стариков и детей. Белые, хотя торжественно гарантировали ему неприкосновенность личности, предательски его схватили, убили, содрали с него кожу, и из нее американская солдатня наделала ремней для правки бритв...»
Слова Сат-Ока имеют документальные подтверждения. Во-первых, сам Харрисон лично не раз опровергал обвинения в свой адрес в том , что над телом Текумсе надругались, содрав с него кожу.
Сохранилось свидетельство капитана Джорджа Сандерсона ( Captain George Sanderson), опубликованное в Louisville Journal 22 октября 1859 г.:
« ...Это было именно тело Текумсе , с которого содрали кожу, - у меня нет сомнений. Я знал его... Он был человеком могучего телосложения, физически очень крепкий, он был ростом около 6 футов и двух дюймов в высоту. Я видел его тело на поле сражения у Темзы перед тем, как оно остыло. Я видел военный отряд из Кентуки в тот самый момент, когда они сдирали кожу с вождя».
Вильям Генри Харрисон спустя 27 лет был избран 4марта 1841 года девятым президентом Соединенных Штатов. Но ровно через месяц 4 апреля он скоропостижно скончался от воспаления легких. Его смерть стала первым звеном в цепи смертей президентов, выбранных в годы, оканчивающихся на ноль. Об этом прочитать можно здесь.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1% 80%D0%BE%D0%BA%D0%BB%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B5_%D0%A2%D0%B5%D0%BA%D1%83%D0%BC%D1%81%D0%B5
Родное племя шауни ( шони, шеванезов — другие встречающиеся названиия) спустя несколько десятилетий под предводительством внука Текумсе (по некоторым данным его имя - Черное Копыто) неожиданно покинуло резервацию и, уйдя от преследования, ушло вглубь Канады почти к самому Полярному кругу.
Это племя одно из последних оставалось свободным до наших дней, несмотря на нелегкую жизнь в этих суровых краях. Позже потомок Текумсе писатель Сат-Ок опишет жизнь этого племени.
Память Текумсе чтят не только его потомки. Многие европейские переселенцы, особенно англичане, восхищались им. Так в честь Текумсе были названы биолог В. Текумсе Фитч, генерал Наполеон Джексон Текумсе Дана, известный генерал Вилльям Текумсе Шерман. Текумсе — национальный герой Канады в ее борьбе за независимость от Соединенных Штатов. Но не только в Канаде чтят его память. Имя Текумсе носило 4 корабля военно-морского флота США, названо несколько городов в разных штатах США, а также город и гора в Онтарио, Канада.
Но больше всего поражает высказывание губернатора Вилльяма Харрисона, так цинично расправившегося с Текумсе и его народом. Оказывается, он прекрасно понимал, с каким выдающимся человеком он имеет дело. Когда всё было уже кончено , Харрисон так скажет о Текумсе :
«Если бы не близость к Соединенным Штатам, он ( Текумсе ) вполне вероятно стал бы основателем Империи, соперничавшей по славе с Мексикой или Перу. Но трудности помешали ему. В течение 4 лет Текумсе был в постоянном движении. Сегодня вы видите его в Вабахе (Wabah), через короткое время вы слышите, что он на берегах озера Эри (Erie), или Мичиган, или на берегах Миссисипи, и где бы он не появлялся, он производил благоприятное впечатление в свою пользу». (William Henry Harrison, цитата в книге Reed Beard "Battle of Tippecanoe" ,1911)
Без комментариев.
ОБРАЗ ТЕКУМСЕ В ИСКУССТВЕ
Как это ни покажется странным, но образ Текумсе не нашел достаточно широкого воплощения ни в художественной литературе, ни в кино, какого он заслуживает.
О Текумсе пишет в своей книге «Земля Соленых Скал» индейский писатель Сат-Ок:
«День был жаркий, и я с трудом дотащился (c орлом) до лагеря. Но мне придавали силы радость и гордость от неожиданной победы (над орлом). Но в то же время где-то в глубине души таилось сожаление, что такого большого и грозного воина, как этот орел, настигла стрела маленького мальчика, который не имеет никаких заслуг. Перед глазами у меня всё ещё стоял образ раненой птицы, боровшейся до последнего мгновения, не складывавшей крыльев, не прятавшей под них голову.
...В этот день мне не хотелось слышать ничьих голосов, даже друга Прыгающей Совы, даже Тауги. Я убежал из селения к Скале Безмолвного Воина. Взобрался на нее , сел на высоком уступе над водной глубиной и смотрел на чащу, на склоненные северным ветром верхушки деревьев. Это была моя чаща, мой друг и мой дом.
Когда-то по ее тропам ходил дед моего отца , великий Текумсе . От звука его голоса серые медведи съеживались, как маленькие щенята, и бледнели самые грозные враги.
Как погиб Текумсе ? Я видел перед своими глазами пробитого стрелой большого орла, поднявшего вверх окровавленный клюв и не склонившего головы перед ударом. Слёзы жгли мне глаза. Северный ветер гнал низкие черные тучи, солнце село за лесом...»
А вот цитата из легенды «Возникновение человека» (Сат-Ок. Белый Мустанг) о сотворении человека с бронзовой кожей:
«Не проймет тебя холод ночи, а зимой не заморозит твою кровь свирепый северный ветер, - (говорил Великий дух.) - Ты пропитаешься запахами лесов и будешь принадлежать им так же, как принадлежат им медведь, волк, пума и рысь, лис и бобер.
Ты будешь с чащей неразделимым, единым целым, а когда исчезнут леса — сгинешь и ты. Когда в прериях вымрут бизоны, исчезнешь и ты, потому что ты будешь принадлежать лесам и прериям. А когда умрут они, ты вернешься ко мне.»
КИНЕМАТОГРАФ
О Текумсе снято два фильма. Но, увы, ни один из них не стал шедевром.
Сначала в 1972 году был снят фильм немцами с известным сербским актером Гойко Митичем в главной роли.
С исторической точки зрения, авторы постарались не отклоняться от реальных событий. Правда, автор сценария и исполнитель одной из главных ролей Рольф Ремер отвел слишком большое место вымышленному персонажу( которого он сам и сыграл) — брату белой девушки, которая знала и любила Текумсе с детства. Получилось главное противостояние не между губернатором Харрисоном и Текумсе , а между братом девушки и Текумсе на личной почве.
И вообще сам главный герой - Текумсе ( Гойко Митич) оказался на втором плане. Очень жаль, потому что Гойко Митич прекрасно справился с ролью. Ему удалось очень точно создать образ Текумзе. Хорошо смотрятся крупные планы - молчание и взгляд у Гойко Митича в роли Текумсе порой бывают красноречивее слов. Хотя опять недостатки сценария — важный эпизод, где Текумсе говорит Слова Огня, скомкан, герой находится где-то в глубине кадра. Конечно, еще чувствуется скромный бюджет фильма.
Но конец фильма удался и искупает многие недостатки. Очень ярко сыграл роль генерала Брока немецкий актер. И, конечно, впечатляет последняя сцена — бой при Темзе. Она происходит в абсолютной тишине, без музыкального сопровождения, без излишних сценических эффектов, но от этого становится только убедительней.
Этот фильм перешел у нас в общественное достояние, поэтому его можно свободно смотреть в интернете, в отличие от следующего фильма. На Mail.ru ( нужна регистрация в "Мой мир."):
Второй фильм «Последний воин» режиссера Лэрри Илайкена вышел позже в 1995 г.. Бюджет, конечно, не сравнить с немецким фильмом. Батальные сцены просто грандиозны, хотя создателей фильма критикуют за излишнюю любовь к жестоким сценам. Детям смотреть категорически запрещается. Еще фильм критикуют за отход от исторической правды. Костюмы, в отличие от немецкого фильма, не имеют ничего общего с историческими портретами.Здесь создатели почему-то оказались очень вольны, нарядив шауни в одежду, скорее близкую команчам. Диалоги тоже не соответствуют XVIII-XIX вв. и напоминают манеру разговора гангстеров из современных боевиков. Но, главное, что образ вождя мало чем напоминает реальную историческую личностьТекумсе. Хотя сценарист использовал интересный прием: все происходящее — это как бы рассказ, звучащий из уст матери Текумсе .
Синяя Куртка.( Blue Jacket)/( 1743 — 1810гг.)
Синяя Куртка (Weyapiersenwah) — военный вождь шауни, пользовавшийся большим уважением. По происхождению он был не шауни, а европеец. Его имя Мармадьюк ван Сверинген ( Marmaduke Van Swearingen). Правда, в последнее время некоторые исследователи подвергают это сомнению. Хотя ничего о пребывании Синей куртки до 1770 г. у шауни неизвестно.
Синей Курткой его назвали , потому что он был одет в нее , когда был взят в плен, и до того, как получил индейскую одежду.
Впоследствии он заслужил большое уважение и стал главным вождем. В союзе с англичанами он одержал несколько побед над американцами. В 1791 году он одерживает победу над губернатором северо-западных территорий Артуром Клэром. Но американцы спустя несколько лет собирают большую профессиональную армию, и в 1794г. в битве у Fallen Timbers(Огайо) индейцы проигрывают. Синяя Куртка и его племена терпят поражение и теряют территории.
Текумсе участвует вместе с Синей Курткой в переговорах с американцами. А потом знамя борьбы за свободу переходит к нему. Текумсе становится лидером и, продолжая дело , начатое Синей Курткой, даже превосходит его.
До наших дней дошла история, что в 17 лет 5 июня 1771г. после очередного военного столкновения будущий Синяя Куртка попал к индейцам. Видя его мужественое поведение во время наказания, его усыновляет Пуниква (Punikwah). Надо сказать, что у шауни была традиция усыновлять пленных. Тогда они становились равноправными членами семьи и всей общины.
Интересный факт, что когда в 1764 г. британцы в приказном порядке потребовали вернуть всех усыновленных европейских поселенцев, немалое число из них не пожелало возвращаться в респектабельные семьи и остались со своими приемными семьями, члены которых их искренне полюбили.
Но не всегда индейцы были великодушны с пленными. С некоторыми военными индейцы могли обращаться очень жестоко, особено если им было за что мстить. Индейские воины считали, что воин должен мужественно принимать даже мучительную смерть и не терять достоинства. За это он получит вознаграждение в будущей жизни. Но во время войны с Соединенными Штатами кодекс чести порой нарушался.
Текумсе выступал категорически против каких бы то ни было пыток по отношению к любым пленным. В апреле 1792 г. был такой случай. Вернувшись в лагерь, Текумсе обнаружил , что военнопленный Alexander McIntyke был жестоко мучим и казнен. В этом был виноват Синнатха ( Стивен Руддель). Лицо Текумсе исказилось от гнева , и он голосом, скорее похожим на шипение, произнес следующие слова:
« Трусы! Кролики! Вы не шауни! Нет! Вы даже не мужчины. Вы хуже стервятников. Вы отвратительны мне своей жестокостью. Ваши сердца так слабы? В них нет места для жалости? Вы так боитесь своих врагов, что должны убивать и увечить, когда они связаны и беспомощны в ваших руках? Это что, то мужество, которому вас учат наши вожди?
Уничтожать слабого и тех, кто не может защищаться? Это не мужество! Нет! Это трусость худшего рода! Мне стыдно за вас! Я стыжусь вас! И мне еще стыдно от того, что вы принадлежите к моему народу!»
И еще Текумсе добавил: « Мы все поедем домой сейчас, где вы будете в безопасности от врагов, связанных и несвязанных. Все, кроме Синнатхи, который будет все время ехать позади меня так, чтобы он не попадался мне на глаза. Я не выношу общества трусов.»
Ольга Липовская, Москва 2011 год
***********************************
ДАЛЕЕ: "О заселении Америки и происхождении индейцев. Голос прерий. " =>http://the-indians.narod2.ru/index/0-15
СОДЕРЖАНИЕ САЙТА:
|