- 6 -

 

Предыдущая страница => http://the-indians.narod2.ru/index/sat_ok_golos_prerij_glava_3/0-36

 

СОДЕРЖАНИЕ повести Сат-Ока "Голос Прерийhttp://the-indians.narod2.ru/index/sat_ok_golos_prerij_soderzhanie/0-46

 

       - Девочка должна спать. Насыпешь в её постель священных горных трав вместе с цветами шафрана. Завтра, когда солнце осветит вершины гор, моя сестра напоит больную девочку этим отваром. Когда солнце начнёт смотреть на мир, и когда позже оно сойдёт на своё каменное ложе, моя сестра даст ей этот отвар. Послезавтра накорми её варёным оленьим мясом. Я сказал!

 

      Женщина с ребенком исчезла в землянке, а Отсеченный Рог смёл голубиным крылом узор из разноцветного песка.

 

      Вечером вернулся Мекасто, и когда он узнал о болезни дочки и начатом вождем церемоний навахо лечении, немедленно отправился к шаману навахо с тремя красивыми бизоньими шкурами.

 

      - Благодарю тебя, отец, - сказал он, кладя шкуры перед знахарем, - что изгнал Духа Вечного Сна из тела моей дочери Падающей Звезды. Пусть эти шкуры сохранят тебя от дыхания Северного Ветра.

 

      Ночь кайова и навахо провели возле костров, исполняя танец "Я буду говорить", в котором они  рассказывали и изображали пережитые события из жизни всего племени, а также приключения отдельных воинов. После обильной трапезы, на которой не жалели ни жирного мяса, ни вкусных бизоньих языков, навахо разложили привезённые с собой товары на большой площади между земляными домами хозяев.

 

      Была там и лущенная кукуруза, и кукуруза в початках, наполненных налитыми выпуклыми зернами, огромные круги подсолнечника, тыквы, фасоль, сушеные вишни, лесные ягоды, плоды рябины и дикой черешни. Некоторые навахо выложили связки кож, посыпанные серой солью, которые очень ценились среди людей прерий, выложили жирных рыбин, натертых измельченными травами, предотвращавшими их порчу.

 

      Можно было также выменять за шкуры и мясо серебряные ожерелья и пояса, украшенные "лунными камнями" ( бирюзой), которые были распространены у навахо. Обмен происходил в тишине, без суматохи и торга; все знали - никто никого не обманет и не воспользуется какой- либо неосведомленностью партнера в торговых делах в свою пользу.

 

      Перед заходом солнца обмен товарами закончился. Навахо упаковали остатки невостребованных товаров и наполнили опустевшие корзины новоприобретенными съестными припасами и другим добром, полученным от кайова.

 

       Всем было известно, что до самого конца пребывания гостей  у обитателей землянок не пропадет даже самая малая вещь, поэтому всё приобретенное можно было оставить на площади и спокойно удалиться в отведенный каждому из гостей дом.

 

       - Добро пожаловать, - сказал Хуан-тос входящим в его дом навахо.

 

       Гостей ожидал старый Одинокий Волк, Мекасто и его друг Кайо-окосис, Ансота и Бегущий Волк, шаман кайова.

 

      Все уселись вокруг костра. Только возле самого входа в землянку никто не сел, поэтому круг сидящих не был замкнут в этом месте.

 

      За спинами мужчин заняли места женщины и ещё не ставшие воинами два приятеля - Блуждаюший в Горах Медведь и Орлиное Ребро. Юноши ещё не прошли испытание Танцем Солнца, и поэтому они не имели права занимать место в кругу взрослых мужчин.

 

      Напротив входа сидел хозяин землянки - Боевое Копьё, по правую руку от него расположился Бегущий Волк, затем Ауипаго (Одинокий Волк ), Красный Ворон, Ансота и Щит Медведя.


      С левой стороны сидели шаман навахо Отсеченный Рог, Жёлтое Лицо - старец, равный по возрасту Одинокому Волку, следующим был Каменный Наконечник, воин навахо необычайной силы, и ещё двое мужчин, имён которых юноши не знали. 

 

      Хуантос взял в руку щепотку табака , поднял её вверх и некоторое время подержал в воздухе, как жертву Великому Творцу, затем склонился к земле и, держа табак над глинобитным полом , принес жертву Матере Земле.

 

Пояс навахо с украшением из серебра и бирюзы

 

     Он совершил ещё одно символичное жертвоприношение четырём сторонам света - северу, югу, востоку и западу. При каждой жертве Боевое Копьё произносил короткую молитву.

 

     Только после этого он набил трубку обрядовым кин-ни-кинникием и положил на табак уголёк из костра. После разжигания священного табака , когда пошел дым, Боевое Копье подал трубку знахарю навахо, который сидел по его левую руку, потому что согласно обычаю хозяин трубки должен был сперва направить трубку по ходу солнца. Шаман, выпустив дым, передал её дальше сидящему слева от него.

 

      Медведь и Орлиное Ребро впервые могли присутствовать на этом ритуале, до этого времени им не позволялось находиться в помещении, в котором проходил совет или ритуал раскуривания священной трубки.

 

      Они заметили, что раскуренную трубку передавали таким образом, чтобы ее мундштук был всегда направлен в сторону стены помещения. В этом обряде каждое помещение символизировало собой весь мир, а пространство за его пределами было образом Великого Творца, который есть везде.

 

      Трубку нужно было подавать так, чтобы она не проходила перед отверстием выхода. Когда она дошла до мужчины, сидящего ближе всего к выходу, она была возвращена назад через поочередное передавание из рук в руки, пока не вернулась снова к Боевому Копью. На обратном пути её уже никто не курил. Если бы трубку пронесли мимо отверстия выхода, то молитвы могли утратить свою силу.

 

      Боевое Копье пустил её теперь по кругу вправо, и, когда закончилось раскуривание священной трубки, Хуан-тос положил её на маленькую раздвоенную подпорку так, что чашка трубки покоилась на земле, а мундштук по диагонали был направлен вверх. Таким образом, эта трубка становилась звеном между небом и землёй.

 

     Хозяин дома поднялся, а за ним повставали остальные гости, и каждый мог теперь усесться там, где ему было удобнее.

 

     Женщины без проволочек занялись гостями, дав каждому из них по тарелке с мозговой косточкой бизона и тонкими ломтями мяса, которые как бы заменяли собой ложку и хлеб. Женщины также следили за тем, чтобы никому не было недостатка в табаке для маленьких деревянных трубок.

 

     А когда тьма охватила мир своими руками, и все духи дня легли спать, воины начали рассказывать истории, которые всегда находили своих благодарных слушателей.


 

Сат-Ок, раскуривающий ритуальную трубку

 

    - Однажды, когда я ещё был маленьким мальчиком, - начал своё повествование Отсеченный Рог, - к нам пришел, а точнее прибежал из плена тонкавов, один воин арапахо. Он пробыл в нашем поселение  около трех Больших Солнц. В зимние вечера мы иногда собирались вот так, как сейчас здесь, и умудренные опытом воины охотно рассказывали о своих приключениях, повторяя уже много раз слышанные истории. Тогда я впервые услышал историю, которую знали почти все арапахо, а звучала она примерно так:

 

    "Когда однажды на земле жили еще первые люди, большая часть земли была покрыта водой. В то время люди и звери жили в дружбе и помогали друг другу. Но потом, когда Напива (старик) при помощи ондатры сделал из песчинок огромный плавающий остров, люди стали так быстро размножаться, что что постепенно завладевали территориями, заселенными зверями, которые теперь были вынуждены искать себе новые угодья. Лоси поселились в сырых лесах, в места, куда приходила зима. Бизон повел свое семейство в великие прерии, а за ним ушли антилопы, серые медведи и волки. Муфлоны и дикие козы поселились в горах среди скал. Большая часть мелких зверей скрылась под землей. Таким образом, люди и звери перестали встречать друг друга, разговаривать и , наконец, понимать друг друга.

 

    Вскоре пришли для зверей ещё более худшие времена. У человека появилось оружие, и прежде чем направить его против друг друга, он решил сначала испытать его на зверях. Человек быстро привык убивать своих старых четвероногих друзей. Их мясо стало повседневной едой для человека, а мех и шкуры - его одеждой . С этого времени каждое Малое Солнце (день) можно было наблюдать непрекращающееся пролитие крови. Постоянное нарушение прежнего договора о дружбе взывало ко мщению. Медведи как первые среди зверей созвали собрание, на котором должно было быть решено, каким способом наказать человека. Звери  собрались на широкой поляне, созванные Большим Белым Медведем.

 

    Сперва он выслушал всех говоривших о кровожадности людей, об их подлых методах ведения охоты, о превосходстве человеческого оружия над когтями и клыками животных. В конце выступавшие призвали всех собравшихся немедленно объявить людям войну. Трёх- и четырёхлетние молодые медведи в горячем запале выразили желание немедленно выступить против людей.


 
    - Постойте, юноши, храбрые друзья! - воскликнул Большой Белый Медведь. - Люди вооружены, я не советую вам делать этого!


 
    - Почему бы и нам не обзавестись луками и стрелами? - спросила старая медведица, которая уже была однажды ранена охотником. - Мы же знаем, из какого дерева люди делают луки и какие камни они используют для стрел.

 

    - Наша сестра правильно говорит, вооружимся! - закричала молодёжь.

 

    И прежде чем Большой Белый Медведь успел их остановить , разгоряченные молодые медведи ушли на поиски ситхинской ели и кремня.

 

Ситхинская ель а ареал ее распространения

 

 

 

    Когда был собран необходимый материал, один из четырёхлетних медведей пожертвовал собой, отдав свои жилы на тетиву для луков.


 
    Вооружившись должным образом, медведи принялись упражняться в стрельбе. Но скоро они поняли, что их длинные изогнутые когти цепляются за тетиву лука при натягивании. Они захотели их обрезать, но Большой Белый Медведь обратил их внимание на то, что без когтей они будут не в состоянии ни залезать на деревья, ни разрывать гнилые пни, в которых обитали пчелы с их вкусным мёдом, ни извлекать из земли жирных гоферов  (мешётчатые крысы - прим. переводчика).

 

Гофер


 

    - Мои братья, без когтей вы умрете с голоду, - кто-то заметил с тревогой.

 

   Это замечание несколько охладило пыл самых горячих воинов, и всё собрание попросило совета у Большого Белого Медведя.

 

 - Многие уже думали, как одолеть людей, - сказал он. - Открытое сражение с ними обернулось бы для нас разгромом. И вот что я предлагаю от имени нашего племени: когда люди будут убивать одного из нас, пользуясь превосходством своего оружия, то каждый раз они должны будут испытывать сожаление и просить прощение у убитого за причиненную ему смерть. И , кроме этого, приносить жертву духу убитого в виде табака. А на тех, кто откажется отдать дань уважения убитому зверю, будет насылаться болезнь, которая поражает наших стариков. Его тело будет сдавливаться от страшной боли, а сильная тяжесть в его ногах не даст ему ходить.

 

     Всем медведям понравился мудрый совет Большого Белого Медведя, и с тех пор каждый индейский охотник, который не хочет, чтобы его кости ломало, не пренебрегает своим долгом выразить сожаление перед убитым на охоте медведем и и извиниться за то, что лишил его жизни. Так же он должен не забыть принести в жертву духу убитого щепотку табака.

 

     Рыбы, рептилии и земноводные также собрались на совет.

 

     После долгого треска и шипения они решили, что наибезобразнейшие из них будут посещать человека во сне. Преследуемые ими люди должны будут просить знахаря, чтобы он очистил их сон от неприятных видений.

 

     В конце решили также встретиться все черви и другие крошечные животные, живущие под землёй. Долго искали они способ, как отомстить человеку, который убивал их без всякой жалости.

 

      И вот что придумала вошь:

      - Мы будем переносить на людей всевозможные болезни, какие только найдем в воздухе, в тёмных углах и грязи.

 

      Растения, которые имели везде своих лазутчиков, уже давно прислушивались к рассказам о злых поступках людей. Когда все звери договорились о своей мести, растения тоже начали своё собственное совещание. На него явились все растения кроме тех, которые кололись, и кроме тех трав, которые отравляли. Они согласились, что им нужно не только оставаться в хороших отношениях с людьми, но ещё и защищать их от тех растений, которые желали причинять им зло.


 
     Кустарники, травы и мхи должны были обеспечить людей снадобьем против всех болезней, насылаемых зверями и насекомыми. Молодые буки решили сохранять свои листья зимой, чтобы можно было из них делать примочки от зудящего воспаления кожи и экземы. Смородина пообещала лечить соком своих корней воспаление лёгких, и против той же хвори сосна и ель предложили свои иглы. Репейник обещал, что дым из его тела будет лечить любые язвы на теле человека. Дёрен решил помогать при лечении любого воспаления слизистой оболочки глаза и ран от ремней снегоступов. Можжевельник обязался противодействовать сердечным приступам, лесной лук намеревался лечить астму, а чёрный корень перца - останавливать кровоточивость дёсен.

 

      После определения способов борьбы с болезнями людей, все растения решили, что, если знахарь захочет распознать неизвестную ему болезнь и найти против неё верное снадобье, чтобы её вылечить, то он должен будет обратиться к Великому Духу Растений, а тот укажет ему соответствующее целебное средство.

 

      - Да, правду поведал мой брат,- сказал Бегущий Волк, - Великий Дух Растений очень помогает нам. Но надо знать соответствующие молитвы, чтобы в вещем сне он внушил бы нам вид тех растений, которые помогают людям. Наше племя достаточно поздно познало могущество Великого Духа Растений.

 

      Всё, живущее вокруг нас ,когда-то должно было иметь своё начало. Так же было и с племенем кайова, которое когда-то, очень давно обитало в подземном мире.

 

В верхних прериях росло огромное дерево, которое своими корнями достигало самого подземного мира. Блуждая по тому миру, наши прапраотцы наткнулись на корни этого дерева, которое в середине было пустым. Наши первые люди через его пустотелый ствол начали выходить в мир, в котором мы теперь живём. Среди них была одна женщина, в теле которой был ребёнок. Женщина с ребёнком была толстой и застряла в стволе так, что она не могла ни вернуться назад, ни подняться наверх. Из-за этого наше племя такое небольшое, потому что не всем людям кайова удалось выйти из подземного мира.

 

 Те, которые выбрались наружу, увидели красочный мир, а в нём бизоны, антилопы, медведи и множество разноцветных растений. Всего этого им так не хватало там, внизу. И они остались навсегда в прериях, а себя назвали квуда ( Kwuda), или "выходящие".

 

 - Да, это правда, - подтвердил седовласый Одинокий Волк,- все квуда очень красивые и высокие. Их тела вытянулись, когда они протискивались по прогнившему в середине стволу, который находится где-то в прерии. И тот, кто теперь его увидит, должен будет вернуться обратно в подземный мир.

 

 - Навахо тоже пришли из подземных миров, только они поднялись по пустотелому тростнику. Место, где они впервые появились, существует до сих пор, оно почитается нашим народом и называется Тсеги ( Tsegi) - Место Среди Скал.

 

 Луна во всей своей красе уже расположилась посередине неба, когда мужчины закончили свою беседу. Гости поднялись со своих мест и в молчании покинули дом гостеприимного хозяина, удалившись на отдых в свои землянки.

 

 Блуждающий Медведь также вышел, сопровождаемый своим другом.

 

 Тьма плотно окутала весь мир, а небо было усеяно бесчисленным множеством "костров мёртвых". Откуда-то из ночи доносился протяжный, заунывный вой волков и резкое, отрывистое тявканье койотов. Друзья остановились на некоторое время, они внимали этим звукам, таким знакомым и близким им, которые сопровождали их с момента рождения.

 

 Над лагерем бесшумно пролетела сова и угрюмо проухала, усевшись на ближайшей скале.

 

 Мальчики посмотрели друг другу в глаза. Они знали, чувствовали, что всё , что их окружает, и они сами составляют одно целое, что это их жизнь и счастье. Некоторое время они стояли, не произнося ни слова, а потом разошлись по своим домам.

 

 Тишина разлилась по селению, иногда лишь собаки с лаем пробегали между землянками, и то здесь, то там в загоне фыркал потревоженный конь.

 

Рано утром, почти перед самым восходом, все обитатели зимнего лагеря были уже на ногах. Навахо готовились к отъезду, размещая поклажу на своих вьючных лошадях. Вдруг вдали появилось два неизвестных всадника, быстро приближавшихся к лагерю кайова. Прекратив свою деятельность, несколько вооруженных мужчин вышло за ограду. Они с любопытством ожидали незнакомых пришельцев.

 

 Очень скоро они их узнали. Одним из всадников оказался Матосе-Апив (Старое Солнце), известный следопыт кайова, в то время как другим был некий молодой воин, одетый в традиционный для мужчин племени сематов наряд. При его виде всех охватило изумление.

 

 - Что могло привести к нам воина сематов? - удивлялись кайова.


 Вскоре загадка разрешилась.

 

 Объединённые силы тонкава и омаха неожиданно напали на зимний лагерь сематов, воспользовавшись отсутствием большей части воинов, которые охотились в близлежащих лесах на оленей. К счастью, обитателям лагеря удалось убежать и укрыться от нападавших, но дома сематов оказались разрушены, а их вещи украдены.

 

 - Кайова-апачи имеют места, где им перезимовать, поэтому они обращаются к своим родственникам кайова-квуда, чтобы они позволили им на время зимы поселиться по соседству.

 

 Блуждающий Медведь стиснул зубы, но когда он представил себе, что скоро увидит И-ша-ви и Сломанный Шип, злость сразу покинула его и он выбежал на дорогу, желая первым поприветствовать племя сематов.

 

 Ему не пришлось долго ждать, потому что через мгновение среди скальных разломов начала появляться длинная вереница садников. Они ехали привычным для жителей Великих Равнин способом - один за другим.

 

 От группы отделился какой-то воин и на полном галопе начал приближаться к одиноко стоящему Блуждающему Медведю.

 

 Мас-гва-ах-Сид, защищайся! - он услышал и увидел, как всадник, скача галопом, стянул с себя кожаную рубашку и бросил её позади себя.

 

 Только теперь узнал Блуждающий Медведь своего друга Сломанного Шипа. Он быстро сорвал с себя верхнее одеяние, оставшись только в штанах и набедренной повязке.

 

 Сломанный Шип, не замедляя бега коня, продолжал нестись в сторону неподвижно стоящего кайова. Когда Сломанный Шип оказался уже на близком расстоянии от Медведя, он соскочил со спины мустанга и, подобно пуме, бросился на друга. Однако Мас-Гва-ах-Сид несомненно предвидел это нападение, потому что он тут же схватил падающего на него Шипа и молниеносным движением тела бросил его на спину.

 

Рано утром, почти перед самым восходом, все обитатели зимнего лагеря были уже на ногах. Навахо готовились к отъезду, размещая поклажу на своих вьючных лошадях. Вдруг вдали появилось два неизвестных всадника, быстро приближавшихся к лагерю кайова. Прекратив свою деятельность, несколько вооруженных мужчин вышло за ограду. Они с любопытством ожидали незнакомых пришельцев.

 

 Очень скоро они их узнали. Одним из всадников оказался Матосе-Апив (Старое Солнце), известный следопыт кайова, в то время как другим был некий молодой воин, одетый в традиционный для мужчин племени сематов наряд. При его виде всех охватило изумление.

 

 - Что могло привести к нам воина сематов? - удивлялись кайова.


 Вскоре загадка разрешилась.

 

 

 Объединённые силы тонкава и омаха неожиданно напали на зимний лагерь сематов, воспользовавшись отсутствием большей части воинов, которые охотились в близлежащих лесах на оленей. К счастью, обитателям лагеря удалось убежать и укрыться от нападавших, но дома сематов оказались разрушены, а их вещи украдены.

 

 - Кайова-апачи имеют места, где им перезимовать, поэтому они обращаются к своим родственникам кайова-квуда, чтобы они позволили им на время зимы поселиться по соседству.

 

 Блуждающий Медведь стиснул зубы, но когда он представил себе, что скоро увидит И-ша-ви и Сломанный Шип, злость сразу покинула его и он выбежал на дорогу, желая первым поприветствовать племя сематов.

 

 Ему не пришлось долго ждать, потому что через мгновение среди скальных разломов начала появляться длинная вереница садников. Они ехали привычным для жителей Великих Равнин способом - один за другим.

 

 От группы отделился какой-то воин и на полном галопе начал приближаться к одиноко стоящему Блуждающему Медведю.

 

 Мас-гва-ах-Сид, защищайся! - он услышал и увидел, как всадник, скача галопом, стянул с себя кожаную рубашку и бросил её позади себя.

 

 Только теперь узнал Блуждающий Медведь своего друга Сломанного Шипа. Он быстро сорвал с себя верхнее одеяние, оставшись только в штанах и набедренной повязке.

 

 Сломанный Шип, не замедляя бега коня, продолжал нестись в сторону неподвижно стоящего кайова. Когда Сломанный Шип оказался уже на близком расстоянии от Медведя, он соскочил со спины мустанга и, подобно пуме, бросился на друга. Однако Мас-Гва-ах-Сид несомненно предвидел это нападение, потому что он тут же схватил падающего на него Шипа и молниеносным движением тела бросил его на спину.

Однако Сломанному Шипу удалось потянуть Медведя на себя и , падая на землю, зацепить его правую ногу, на которую Блуждающий Медведь опирался. Сломанный Шип, лёжа на траве, резко выпрямил колено и опрокинул молодого кайову на себя. И когда Медведь лежал на земле, Сломанный Шип уже стоял на ногах.
 
 Их окружили навахо и обитатели поселения. К этому времени уже успели подъехать и сематы. Все с интересом наблюдали за борьбой.

 Но следующий прыжок на Блуждающего Медведя Сломанному Шипу не удался, потому что в то мгновение, когда он должен был уже схватить квуда, тот откатился в сторону и молниеносно встал на ноги. Схватив Сломанного Шипа за бедро и шею, он поднял его высоко над головой, как бревно. Он уже был уверен в победе, но наученный опытом и закаленный в подобных боях семат изогнулся в его вытянутых руках и всей тяжестью своего тела рухнул на шею и плечи Медведя. Они вместе свалились на землю и пролежали некоторое время, тяжело дыша. Затем они помогли друг другу подняться и радостно обнялись.

- Эх, нех, нех, нех, нех, - разнеслось вокруг. Несмотря на синяки и царапины, два друга были довольны только что проведенной борьбой.

 Но больше всех счастливы были две женщины, глаза которых сияли, подобно звёздам на небе. Это были Каи-ат-Чинэ (Малое Облако), мать Медведя и И-ша-ви (Ночной Цветок ), сводная сестра Сломанного Шипа.

- Мой брат возрос в силе, как Медведь обрастает жиром перед зимним сном, - признал Сломанный Шип. - Ещё одно Большое Солнце минует, и трудно будет померяться силой с моим братом.

 Блуждающий Медведь поблагодарил улыбкой друга за его похвалу.

 - Пойдем, друг, - сказал он Сломанному Шипу. - Пойдём к реке, чтобы смыть с себя пыль.
 Бегом они направились к воде, по пути снимая с себя штаны и набедренные повязки. Они с удовольствием погрузились в ледяной поток реки Бобров, фыркая при этом, подобно рассерженным росомахам.

 Медленно уходила из мускул усталость, а холодная вода, как руки матери, смягчала боль ушибов. 

ПРОДОЛЖЕНИЕ => http://the-indians.narod2.ru/index/golos_prerij_glava_4/0-45

Сделать бесплатный сайт с uCoz