« Предыдущая часть                                                                               Ольга Липовская, Москва 2011 год

… многие жизни индейцев.

.

.

      ВТОРАЯ РЕЧЬ Мистера В.В.Кёркбая на собрании в Эксетер Холле.

.

      Затем я переехал к Большому Медвежьему Озеру, что находится в 400 - 500 милях от Форта Симпсон. Коренные жители (индейцы) встретили меня дружелюбно, позволили мне построить школу, в которую ходило несколько бедных детей. Я привез некоторых из тех мальчиков к Красной Реке и послал их в Епископскую школу, и с тех пор, как  я в Англии, я получал блестящие отзывы о них, и я верю, что они вернутся обратно школьными учителями , катехизаторами или в качестве  пасторов к своим далеким соотечественникам на севере.

.

 

      Потом я решил пойти ещё дальше. И я шёл, пока не достиг Полярного Круга. И в тот день, когда я пришёл туда, я имел особый повод воздать благодарение Богу, так как тот день был первым днём, когда миссионер достиг Полярного Круга, так как никакой другой миссионер не пересекал ранее Полярный Круг великого американского континента.

      По многим причинам это было очень интересно. Но самой интересной вещью из всего этого  было увидеть, как солнце ходило в течение двух месяцев и не садилось. Вы можете легко понять, что моим первым изречением было :" Там не будет ночи".

.

 

       Я шёл дальше, пока не встретил группу эскимосов. Эскимосы представляют собой низкорослый, коренастый народ. Это не тот тип (коренных жителей), который я встречал ранее: те все были внешне красивы.

.

        Индейцы, которых я взял с собой, не знали, что с ними (эскимосами)  делать. Эти люди (эскимосы) доставляли определенные неприятности первое время. Они хотели стащить буквально всё, что я имел при себе. Но, когда они узнали, зачем я пришёл, они стали обращаться со мной совсем по-другому. Одна старуха подошла ко мне с большим куском китового жира и очень хотела, чтобы я съел его, но я , как вы могли догадаться, отклонил ее гостеприимство и стал говорить с ней о других вещах.

.

       Я оставался там три дня и,  оставив свое каноэ, пошёл через  Скалистые Горы.

.

       Я пришёл на реку к западу от гор, и там, где она сливалась с Юконом, я встретился с не менее, чем 600 коренными жителями ( индейцами), все из которых были наставлены в христианском учении. Этих людей я нашёл чрезвычайно интересными. Есть вещи, которые мне в них не нравились, но я не хочу надоедать вам, рассказывая об этом. Напротив, было очень много важного и интересного, о чем я хотел бы упомянуть в первую очередь.

.

      У них был смелый и отважный  дух. Они имели обыкновение спорить с мудростью и очень обоснованно. Так, они говорили, что они ещё могут понять, почему в жизни может так случиться, что ребёнок вдруг упадёт в костёр и сгорит, или в воду , и утонет.

.

       Но они говорили: "Как же дитя, которое приходит чистым от Великого Духа, имеет не больше знаниий, чем мы?"

       Разве это не показывает, каких высот достигает их мысль и , если бы их сознание имело возможность развиться далее, не были бы они способны к великим вещам?"

**************************************************************************************

.

      Сказание о четырех ветрах и о потопе, существовавшее у индейцев, обитавших в районе Большого Медвежьего Озера в середине  19 века и записанное англиканским  миссионером мистером В.В. Кёркбаем.

.

       "Интересно, что у них  имеется предание о потопе. Так, они ( индейцы) рассказывают, что однажды жил великий человек, который был восточным ветром, и что он имел трёх братьев: северный ветер, южный ветер и западный.

.

       Однажды он пошёл сражаться с королём змеев, и  этот король змеев одолел его. Восточный ветер обратился в бегство, но змеиный король стал преследовать его. Но, будучи не в состоянии схватить восточный ветер, он изверг из пасти невероятное количество воды, которое вскоре стало рекой и начало заполнять всю землю.

.

       Тогда восточный ветер срубил несколько деревьев и сделал себе плот, на который он взял несколько животных. И таким образом они избежали преследования змея.

.

       Через некоторое время восточный ветер уже начал думать, что умрёт от голода. Поэтому он послал бобра, чтобы он поискал землю. Но бобёр не нашёл суши и вернулся обратно.

.

       Затем он послал ондатру. Ондатра нырнула и принесла что-то, держа в когтях. (Это была почва со дна.)

.

       Восточный ветер дунул на землю, которую принесла ондатра. И эта земля покрыла ондатру,и вскоре образовался остров. И остров стал континентом. И они все спаслись."

     **************************************************

.

       Далее мистер В.В.Кёркбай пишет:

/

      "Я читал им замечательные миссионерские тексты из 16 главы Евангелия от Иоанна.

.

     ( Евангелие от Иоанна , глава 16, 21-23; 33

      "Женщина, когда рождает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился младенец в мир.

       Так и вы теперь имеете печаль; но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости никто не отнимет у вас;

       и в тот день вы не спросите меня ни о чём."

      

       "Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мiре будете иметь скорбь; но мужайтесь: я победил мiр.")

.

      Я также рассказал им старую историю, которая и прежде всегда трогала сердца людей  и вела их  к правде. И  то, что я им сказал, не оказалось тщетно.

       Они пришли ко мне снова и сказали, что они были бы рады услышать вести, которые я вновь принёс им.

.

       И я затем долго говорил им, а после сказал им: " Вы желаете быть наставлены мною?" Они сказали:" Если вы только научите нас , мы будем очень благодарны".

.

       В 6 часов они пришли на службу. Я велел им выбрать нескольких молодых мужчин, чтобы я их наставил и затем, когда бы я ушел, они смогли бы учить вместо меня.

.

       На следующее утро в 6 часов они все были там, и молодые люди остались со мной. После завтрака я проводил их  в свою комнату. Вскоре я услышал шум за дверью. Я обнаружл, что приблизительно половина всех тех индейцев собралась, чтобы послушать , чему я буду учить молодых людей - какое свидетельство жажды духовного спасения и любви; и я уверяю вас, что так велико было их желание услышать, что я скажу им, что мне пришлось даже забить дверь гвоздями, чтобы я смог в тишине наставлять молодых людей.

.

      Когда я сказал, что должен идти и оставляю их, если бы вы только смогли увидеть, какая печаль выразилась на  лицах этих бедных людей, и тогда ваша вера в ценность миссионерской работы никогда не поколебалась бы."

 

 

 

 Прибытие мистера В.В. Кёркбая в Черчилл в 1873 году

 

******************************************************

  

ПРИЛОЖЕНИЕ 

  БИБИКОВЫ

.

       О расправе над белогвардейскими офицерами в январе 1918 года ( "Тихий Дон " , Книга Вторая часть пятая глава XII)

.

         " ...В большинстве офицеры были молодые, лишь у нескольких инеем белела седина.

 

 

      ...Почти рядом с Чернецовым шел высокий бравый есаул. Двое под руку ( один хорунжий, другой сотник) шли, улыбаясь: за ними без шапки, курчавый и широкоплечий, шёл юнкер. На одном была внапашку накинута солдатская шинель с погонамившитыми насмерть.
 
        Ещё один шел без шапки, надвинув на чёрные по-женски красивые глаза красный башлык; ветер заносил концы башлыка ему на плечи.
 
        ...Слова эти были услышаны и пленными офицерами, и конвоем, и штабными.
 
        ...Ткнувшись о тачанку, он ( Подтелков) повернулся к конвойным, закричал выдохшимся, лающим голосом:
 
         - Руби-и-и их...такую мать!! Всех! Нету пленных...в кровину, в сердце!!"
 
       Лихорадочно застукали выстрелы. Офицеры, сталкиваясь, кинулись врассыпную.
 
       Поручик с красивейшими чёрными глазами, в красном офицерском башлыке, побежал, ухватясь руками за голову. Пуля заставила его высоко, словно через барьер, прыгнуть. Он упал - и уже не поднялся.
 
       Высокого бравого есаула рубили двое. Он хватался за лезвия шашек, с разрезанных ладоней лилась кровь; он кричал, как ребенок, - упал на колени, на спину, перекатывал по снегу голову, на лице виднелись одни залитые кровью глаза да чёрный рот, просверленный сплошным криком. По лицу полосовали его взлётывавшие шашки..."

 .

.

       М.А.Булгаков  рассказ "Ханский огонь" 1924 г. (Об экскурсии в подмосковном музее-усадьбе Ханская Ставка )

  .

       "...Шли через кабинет князя, с эспантонами, палашами, кривыми саблями, с броней царских воевод, со шлемами кавалергардов, с портретами последних императоров, с пищалями, мушкетами, шпагами, дагерротипами и пожелтевшими фотографиями - группами кавалергардского, где служили старшие Тугай-Беги, и конного, где служили младшие, со снимками скаковых лошадей тугай-беговских конюшен, со шкафами, полными тяжелых старых книг.

 

      ... Голый ( один из экскурсантов, одетый только в шорты) усмехнулся неодобрительно.

 

       - Сработано здорово, что  и говорить. Видно, долго народ гнул спину, выпиливая эти штучки, чтоб потом тунеядцы на них ногами шаркали. Онегины... трэнь...брень...Ночи напролет, вероятно плясали. Делать-то ведь было больше нечего.

 

      Иона (смотритель) про себя подумал: " Вот чума голая навязалась, прости, Господи",  - вздохнул, покрутил головой и повёл дальше.

 

      ...и даже важный иностранец, хоть и не понимавший русских слов, вперил в спину голого тяжёлый взгляд, и долго его не отрывал.

    ***********************************************

 

      ... - Скажи, кабинет-то мой рабочий растащили или цел? - Князь тревожно тряхнул головой на портьеру.

 

      ... - Цел-то цел кабинет, - бормотал Иона, - да вот горе, батюшка ваше сиятельство,запечатан он. Запечатан.

          - Кем запечатан?

          - Эртрус Александр Абрамович из комитета...

          - Эртрус? - картаво переспросил Тугай-Бег. - Почему же именно Эртрус, а не кто-нибудь другой запечатывает мой кабинет?

 

          - Из комитета он, батюшка, - виновато ответил Иона, - из Москвы. Наблюдение ему, вишь, поручено. Тут, ваше сиятельство, внизу-то, библиотека будет и учить будут мужиков. Так вот он библиотеку устраивает.

 

          - Ах, вот как! Библиотеку, - князь ощерился, - что ж, это приятно! Я надеюсь, им хватит моих книг? Жалко, жалко, что я не знал, а то бы я им из Парижа ещё прислал. Но ведь хватит?

 

         - Хватит, ваше сиятельство, - растерянно хрипнул Иона, - ведь видимо-невидимо книг-то у нас, - мороз прошел у Ионы по спине при взгляде на лицо князя.

 

          Тугай-Бег съёжился в кресле, поскрёб подбородок ногтями, затем зажал бородку в кулак и стал диковинно похож на портрет раскосого в мурмолке. Глаза его подёрнулись траурным пеплом.

.

         ...За конторкой в рабочем кабинете сидел человек в штатском платье и с кавалерггардским шлемом на голове...Перед человеком сверх вороха бумаг лежела толстая клеёнчатая тетрадь. На первой странице бисерным почерком было написано вверху:

                                             Алекс.Эртрус

                                         История Ханской ставки

ниже:

                                             1922-1923.

        .

        Тугай, упершись в щеки кулаками, мутными глазами глядел не  отрываясь на чёрные строчки.

 

        ...Затем сел к конторке и в последний раз осмотрел вороха бумаг, дёрнул щекой и, решительно кося глазами, приступил  к работе. Откатив широкие рукава пальто, прежде всего он вязлся за рукопись Эртруса, ещё раз перечитал первую страницу, оскалил зубы и рванул ее руками.

 

        ...Князь медленно отступал из комнаты в комнату, и сероватые дымы лезли за ним, бальными огнями горел зал. На занавесах изнутри играли и ходуном ходили огненные тени.

 

        ...В глазах его теперь были слёзы от дыму  весёлая бешенная дума. Опять  он пробормотал:

 

        - Не вернётся ничего. Всё кончено. Лгать не к чему. Ну так унесем же с собой всё это, мой дорогой Эртрус."

.

.полный текст рассказа М.А. Булгакова "Ханский огонь":

 http://www.ruslib.org/books/bulgakov_mihail/hanskiy_ogon-read.html

 

 

БИБИКОВЫ

.

      В 1300 году из глубин Азии - Синей Орды - на службу к русскому Великому Князю Михаилу Ярославичу Тверскому, который за праведную жизнь и мученическую кончину был причислен Русской Православной Церковью к лику святых , приехал монгольский мурза ( князь), близкий родственник самих золотоордынских ханов.

 

      Синяя Орда , или Кок Орда, была восточной частью Золотой Орды (Улуса Джучи) и находилась приблизительно на территории современного Казахстана и  Западной Сибири.

 

      Синей Ордой управляли потомки Чингис-хана. Его внук Орду-Ичен ( или Орда-Эджен от монгольского эджен - владыка, хозяин), старший брат золотоордынского хана Батыя, стал первым правителем Синей Орды. Он был государственным деятелем и полководцем и пользовался большим уважением.  Орду-Ичен уступил ханство в Золотой Орде своему младшему брату Батыю. Такова была воля Чингис-хана.  Орду-Ичен с ней согласился.

 

        Потомки Орду-Ичена управляли Синей Ордой, когда Тверской Князь Михаил Ярославович приехал в первый раз в конце XIII века в Золотую Орду (точнее в 1293 г.). После этого к русскому Великому Князю был послан на службу ханский родственник - мурза ( от персидского амир-задэ - принц).

 

        Имя этого монгольского мурзы было записано в русских летописях, как Жидимир. Но известный филолог тюрколог Н.А.Баскаков считает,что летописцы исказили настоящее его имя, которое было на самом деле Хаджитемир ( Железный Посланник; от Хаджи - араб. посланник, темр - тюрк. железо).

 

        Уже сын этого монгольского князя - Дмитрий Жидимирович - принял Святое Православие  и крестился ( до хана Узбека , который ввел мусульмантсво, как государственную религию, что встретило большое сопротивление монгольской военной аристократии против "веры арабов"- в результате было казнено 120 чингизидов ( потомков Чингис-хана), отказавшихся принять ислам, - монголы придерживались своих древних верований).

 

      Вообще, по свидетельству Джувейни,персидскиого государственного деятеля и историка, занимавшего высокие должности при монгольских ханах в 13 веке , «поскольку Чингис не принадлежал какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он избегал фанатизма и не предпочитал одну веру другой или не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к Богу».

 

      В изложении Ясы ( уложения) от  Макризи ( арабского историка и географа , жившего при мамлюках в XV веке в Египте отмечается, что «Чингисхан приказал уважать все религии и не выказывать предпочтения какой-либо из них».

 

      Так, Дмитрий, сын монгольского мурзы из Синей Орды, стал русским боярином в Твери и служил русским князьям. Его правнук - Федор Микулич был прозван Бибик, " коего потомки Бибиковы многие Российскому престолу служили наместниками, стольниками, воеводами и в иных знатных чинах и жалованы были от Государя поместьями" (Общий гербовник  III ч. № 13).

 

      Есть предположение, что Бибек происходит от тюркского " бой бек" - богатый господин. Но самым правдоподобным объяснением Н.А.Баскаков считает происхождение этой фамилии от  слова bibek - "зрачок глаза", переносное " мой милый"), так как представители этого рода имели очень выразительные большие чёрные глаза - черта, передавашаяся из поколение в поколение многим Бибиковым.

 

      В начале XIX века в русском языке в поговорку даже вошло выражение "прекрасные чёрные бибиковские глаза".

 

      На родовом гербе Бибиковых изображена птица турухтан, летящая в правую сторону на голубом щите. Справа щит держт белый конь, слева - белый лев.

  

       Этот отностельно немногочисленный род дал русскому государству много выдающихся деятелей и 15 боевых генералов, получивших звание за особые заслуги и  отвагу непосредственно в сражениях.

 

    Выдающиеся представители рода Бибиковых

.

   
 

Илья Александрович Бибиков и его семья 

.

.

БИБИКОВЪ, Илья Александровичъ

 

      Семья Ильи Александровича Бибикова ( к сожалению, портрет найти не удалось) оставила яркий след в истории России. Бибиковы дружили с Кутузовыми. Дочери Ильи Александровича были замужем за Кутузовыми.

 

         Яркие, смелые, красивые , умные и прямодушные Бибиковы вызывали восхищение у современников, среди которых были Державин, Пушкин и другие. Бибиковы часто оказывались в гуще событий в переломные для России моменты. Братья Гаврила и Василий помогали Императрице Екатерине взойти на престол. И хотя их вклад в разные области строительства государства был огромен, они часто оставались в тени. Можно сказать, что скромность - их фамильная черта.

 

          История семьи Ильи  Александровича - это целая веха в истории Российского Государства.От двух браков у него было много детей, среди которых особенно прославились генерал-аншеф Александр Ильич, генерал-майор Гаврила Ильич, тайный советник Василий Ильич, супруга фельдмаршала М.И.Кутузова Екатерина Ильинична, известная в свое время писательница.

 

        Бибиковых знали как добродетельных и благочестивых людей. Большое внимание в семье уделялось и интеллектуальному развитию.

        Пылкость и тонкость натуры позволила Бибиковым  сделать немалые успехи в области искусств. Гаврила Ильич занимался музыкой, покровительствовал музыкантам  и композиторам.Он устроитель театра и оркестра в Москве.

 

         По настоянию Императрицы Екатерины, Василий Ильич занимался театральным делом в Петербурге.  По его инциативе и плану  было учреждено  в 1779 году в С.-Петербурге театральное училище, воспитавшее первое поколение русских актеров. Его пятиактная пьеса  "Лихоимец", сюжет которой взят из русской жизни, шла в столичных театрах с большим успехом.(не сохранилась). Он сам имел артистические таланты и выступал на сцене.

       

       Отец семейства Илья Александрович Бибиков — инженер-генерал-поручик; (1698 г.; умер 6 апреля 1784 г.), один из образованнейших и культурнейших людей своего времени, по свидетельству современников.  Сын стольника Александра Борисовича, Бибиков получил хорошее образование и в 1715 г. поступил на службу по инженерной части  под начальство генерал-фельдцейхмейстера графа Я. В. Брюса, относившегося к нему с большим расположением. В 1741 г. Бибиков имел уже чин инженер-полковника, а 25 апреля 1749 г. произведен в генерал-майоры.

 

        Отважный  и решительный Илья Александрович Бибиков был прирожденным военным. Принимая участие в Семилетней войне, он особенно отличился в сражениях при Кунерсдорфе и при осаде Кольберга.

 

       "Во время последней он командовал, между прочим, всей конницей, с успехом удерживал неприятелей, засевших в Кольберге, от сообщения со Штетином и однажды даже атаковал гор. Трептов, взял его и, преследуя пруссаков, захватил в плен их предводителя, генерала Вернера."

 

       Илья Александрович прославился  как талантливый инженер-фортификатор. 

 

      "Как лучший из инженеров Бибиков был отправляем для укрепления разных мест, между прочим Украинской линии, городов Таганрога, Кизляра, Моздока и Бахмута. В начале царствования Екатерины II Бибиков был назначен начальником Тульского оружейного завода и произведен в генерал-поручики, но в 1764 г. по болезни вышел в отставку.

В 1765 г. он получил орден св. Александра Невского. Бибиков был одним из ученейших наших генералов XVIII века."

.

  (  Гамель, "Описание Тульского оружейного завода" (М., 1826 г.). — Словари Крайя и Плюшара. — П. Долгорукий, "Российская Родословная книга", т. IV (СПб., 1857 г.). — Масловский, "Русская армия в Семилетнюю войну", вып. III. — Сборник И. Р. И. О., т. LXVIII.)

 

  АЛЕКСАНДР ИЛЬИЧ БИБИКОВ (1729 - 1774 гг.)

 

  

Г.Р. Державин

 


Ода на смерть Бибикова

 

Он был искусный вождь во брани,
Совета муж, любитель муз,
Отечества подпора тверда,
Блюститель веры, правды друг;
Екатериной чтим за службу,
За здравый ум, за добродетель,
За искренность души его.
Он умер, трон обороняя.
Стой, путник! стой благоговейно.
Здесь Бибикова прах сокрыт.

.

 

А.Г.Венецианов. Портрет еще одного из представителей рода Бибиковых -Александра Ильича Бибикова ( дед Николая Валериановича Бибикова) 1803-1805 гг. Изображен в мундире обер-офицера лейб-гвардии Измайловского полка.
(ГРМ )

 

 Граф Александр Иванович Остерман-Толстой (Бибиков по матери). (1770 - 1857 гг.)

генерал-адъютант, генерал от инфантерии

.

.

       "Для вас Россия - мундир ваш; вы его надели и снимите, когда хотите. А для меня Россия - кожа моя".

Слова графа Александра Ивановича Остерман-Толстого, сказанные офицеру Ф.О.Паулуччи.
 

       "Нравственные качества его, более других выступавшие, —отмечал Кн. П. А. Вяземскій  в графе А.И.Остерман-Толстом , — были: прямодушие, откровенность, благородство и глубоко врезанное чувство народности, впрочем, не враждебной иноплеменным народностям".

 

       Генерал граф Александр Иванович Остерман-Толстой был необыкновенно красив. Он был высок, худощав и смугл. Черты лица его были  выразительные, особенно выделялись блестящие смелые чёрные глаза.

.

       "Типическая, южная физиономия его , с тонким, античными очертаниями лица, с чёрными выразительными глазами под чёрными бровями, была замечательна. Как он, безрукий, красив был в своем генерал-адъютантском мундире среди царедворцев!" 

 (Левую руку граф потерял в битве под Кульмом - примеч. автора)

- писал адъютант Иван Лажечников.

.
(Вяземский П.А. Старая записная книжка.- М., 2003.
Лажечников И.И. Походные записки русского офицера 1812, 1813, 1814 и 1815 годов.- М., 1820.)
.
 
 *  Подробнее о графе Александре Ивановиче Остерман-Толстом, герое войны 1812 года, можно прочитать здесь

 http://the-indians3.narod2.ru/graf_aiosterman-tolstoi/ 

 

СОДЕРЖАНИЕ САЙТА:

 

 

 
Сделать бесплатный сайт с uCoz