ТЕКУМСЕ

     "Проживай свою жизнь так, чтобы страх смерти никогда не входил в твое сердце.
     Не причиняй никому беспокойства, когда речь идет о вере человека: уважай взгляды других и требуй, чтобы они уважали твои.
     Люби свою жизнь, совершенствуй свою жизнь, делай вещи прекрасными в своей жизни. Старайся, чтобы делать свою жизнь долгой, а ее целью было служение людям. Подготовь достойную песнь смерти для дня, когда ты должен будешь перейти в мир иной.
     Всегда приветствуй словом или жестом, когда встречаешь друга; приветствуй даже незнакомого человека в пустынном месте. Проявляй уважение ко всем людям и не унижай никого.
     Когда ты встаешь утром, благодари за пищу и за радость, что ты живешь. Если же ты не видишь причины, чтобы воздавать благодарение, это только твоя вина.
     Не оскорбляй никого и ничего, так как брань превращает мудрых в глупцов и делает душу слепой.
     Когда прийдет время умирать, не будь подобен тем, чьи сердца наполнены страхом смерти настолько, что, когда приходит их час, они жалобно плачут и молят дать им еще немного времени, чтобы иначе прожить свою жизнь. Спой свою песнь смерти и умри как Герой, возвращающийся домой."

                                                                       Текумсе

НОВОЕ!!! 11 февраля 2013 г., перевод с польского: Сат-Ок о заселении Америки и происхождении индейцев  (Предисловие к книге "Голос прерий" 1990 г.)

 

  Текумсе ( Текумзе)  ( Падающая Звезда) ( 9.03.1768г. - 5.10.1813г.)

Ольга Липовская, Москва 2011 г.

 

      Текумсе ( Текумзе) был необыкновенным человеком. Его имя овеяно легендами. Текумсе до сих пор помнят с благодарностью и гордостью: особенно его потомки - индейцы шауни.  Жизненный путь этого выдающегося человека был очень нелегким, но он достойно прошел его до конца. Он был подобен следу падающей звезды. Без преувеличения можно сказать, что Текумсе посвятил всего себя без остатка делу служения людям. Остается только удивляться нравственной высоте и силе духа этого человека.

 

     Детство Текумсе ( Текумзе) провел в районе штата Огайо. Его отцом был вождем клана киспоков племени шауни Пуксинва (Pucksinwah). Мать Текумсе звали Метоатaске (Methoataske). Она была из клана Пекови (Pekowi) ( шауни).

 

   Вторая половина XVIII века была периодом бесконечных колониальных воин в Северной Америке. Происходило становление нового американского государства. Американские войска оттесняли первых поселенцев из Европы и вели войны с Англией и Францией за независимость. Одновременно сгонялись со своих исконных земель индейские племена. В этот период англичане и индейцы были союзниками и часто выступали совместно против американских войск. Хотя раньше они сражались друг с другом ( 1763 г. восстание Понтиака). Это был также и период так называемых индейских войн с колонизаторами.  

 

 

    Только в период с 1774 по 1782 гг. поселения, где укрывалась семья Текумсе ( Текумзе) пять раз подвергалась нападению и уничтожению. Дело было в том, что из-за того, что молодое американское правительство вело борьбу за независимость с Великобританией, оно проводило карательные операции против этих поселений за помощь, которую индейцы оказывали англичанам - так  определяли эти действия официальные американские представители. В 1774 году был убит отец Текумсе.

 

    Уже в 14 лет в 1782 году Текумсе становится воином. Он принимает активное участие в сражениях с американскими войсками вместе со старшим братом Чисикуа (Cheeseеkua). Но к 1783 году англичане терпят окончательное поражение и совершенно признают независимость США. Только Канада остается колонией Великобритании. В 1794 году американцы одерживают победу в Fallen Timbers. После этого  поражения индейские племена отправляют в резервации.

 

     Текумсе поселяется в доме своего младшего брата Тенскватавы (Tenskwatawa). Сейчас это место называется Гринвиль (Огайо). Тенскватава пользовался большим уважением и проповедывал нравственные ценности и образ жизни, присущие индейцам испокон веков. В частности, он выступал против пьянства, за бережное отношение к природе, за соблюдение кодекса чести воина.

 

     В этот период относительного военного затишья разразилась новая беда - эпидемия черной оспы в различных резервациях. К сожалению, эти эпидемии были не случайны. Впервые этот род "биологического оружия" использовал генерал Джефри Амхерст. В 1763 г. во время восстания Понтиака он писал офицеру Генри Букэту (эта запись сохранилась) : "Будет очень хорошо, если удастся заразить всех индейцев оспой. Любой другой метод тоже будет хорош, если приведет к уничтожению этой отвратительной расы. Был бы очень рад, если бы ваш проект снаряжения на них охоты с участием собак принёс результаты".(Carl Waldman, Atlas of the North American Indians. New York, 1985) Количество жертв этой эпидемии было чудовищно. Об этом также писал в своей повести "Тайна Старого Сагамора" писатель Сат-Ок.

 

     В 1807г. американское правительство впервые узнало о Текумсе ( Текумзе) во время переговоров в Гринвиле (Огайо). Переговоры вел американский агент В.Уэльс. Во главе индейцев был Синяя Куртка. Речь Текумсе , аргументированная и логичная, произвела на американских представителей большое впечатление. Она была записана.

 

    Следует отметить, что, по общему признанию , Текумсе был непревзойденным оратором. Он превосходно владел английским и французским языками, не говоря уже о многочисленных индейских диалектах, хорошо разбирался в юридических тонкостях. В Гринвиле Текумсе говорил о том, что его народ намерен жить в мире и единственная их цель - выполнить волю Великого Духа. Он также выразил нежелание уступать исконные территории.

 

     В 1808 году Текумсе создает Конфедерацию племен. Его духовное учение привлекло значительное количество других племен, не родственных шауни. Таким образом, возникает конфедерация внушительных размеров приблизительно в районе штата Индиана и к юго-западу от Больших Озёр со столицей в Священном Городе.

 

     Текумсе проповедует нравственные и духовные ценности, традиционно присущие индейским народам. Одновременно он и его младший брат борятся с колдовством и черной магией. Известно, что перед судом предстало два колдуна - мужчина и старая женщина - и они были приговорены к казни за вредоносную деятельность. Это не относилось к традиционным верованиям индейских племен, которые сохранялись и проповедовались. Американское правительство, напротив, поддерживало колдовские культы, особенно в резервациях. Против этого и выступал Текумсе и его единомышленники, считая их не менее вредными, чем "огненная вода".

 

     Американцы пытаются помешать созданию Конфедерации Индейских Племен. В 1808году они подкупают одного вождя, чтобы он потребовал от шауни уйти с территории их племени и покинуть Священный Город. Путем сложных дипломатических переговоров с разными племенами Текумсе удалось сохранить и перенести Священный город на реку Типпекано. Он всячески избегает военных столкновений. Текумсе продолжает деятельность по созданию паниндейского государства, чтобы остановить колониальную экспансию в Индиане и сохранить земли.

 

       Сентябрь 1809 г. На исторической сцене появляется новое действующее лицо, сыгравшее роковую роль в жизни и деятельности Текумсе. Еще раньше губернатором новосформированного штата Индиана назначается Генри Харрисон. Он сразу довольно ловко провел «переговоры», в результате которых индейцы уступали 12 000 кв. км своих земель США. При этом, было общеизвестно, что вождей, согласившихся на договор, щедро «угостили» огненной водой. В дело шел подкуп и обещание преимуществ перед вождями других племен. Речь идет о так называемом договоре Форт Вайн (the Treaty of Fort Wayne).

 

    До этих событий Харрисоном были получены инструкции от президента США Джефферсона захватить территории коренных жителей, но в тоже время стараться не особенно враждовать с ними. Хотя Харрисон предпочитал действовать жестко. Его целью было сделать политическую карьеру и добиться президентского кресла во что бы то ни стало.

 

     Текумсе был очень встревожен размерами этой сделки. Он был до глубины души возмущен случившимся. Текумсе был активным противником договора Форт Вайн, хотя ни его лично, ни родственных ему племен этот договор непосредственно не касался.

 

   Вокруг Текумсе объединяются вожди многих племен, в том числе ранее созданных союзов. ( Piankeshaw и др.) . Текумсе призывает отказать в убежище вождям, подписавшим этот договор.

 

  

 

Вождь могавков Таенданегеа (Thayendanegea)( или Джозеф Брант )1786г.

   Противостоя Харрисону, Текумсе отстаивает идею, которую в предыдущие годы отстаивали лидеры шауни Синяя Куртка и Джозеф Брант ( Таенданегеа - вождь Moгавков). Текумсе провозглашал, что земли индейцев являются собственностью всех племен. Таким образом, ни один участок не может быть продан без согласия всех.

 

    Текумсе настаивал, что Fort Wayne Treaty был нелигитимным договором. Он требовал, чтобы Харрисон аннулировал его и предостерегал американских колонистов против попыток селиться на этих землях. Договор Fort Wayne является до сих пор головной болью для правительства США до сих пор, так как его легитимность так и не доказана.

 

    Вот, что Текумсе говорил по поводу передачи земли в собственность США:

        "...Ни одно племя не имеет права продавать земли, даже друг другу. Тем более иностранцам...Продавать страну?! Почему не продавать воздух, моря так же, как и землю? Разве Великий Дух не создал всё это, чтобы этим пользовались его дети ?"

     ..." Единственный путь остановить это зло ( потерю земель) для индейца - это объединиться в требовании общих и равных прав касательно земли - так. как это было изначала и должно быть сейчас: потому что эта земля никогда не делилась."

 

     Конфедерация Племен, созданная Текумсе, была внушительных размеров и значительно превосходила по размерам общую территорию Соединенных Штатов того времени. Эта Конфедерация представляла собой серьезное противостояние новосформированному американскому государству.

 

     В книге С. Уолдмана рассказывается о молодых годах Текумсе. В юности он дружил с одной английской девушкой и ее братьями. Имя девушки - Ребекка Галлоуэй. Текумсе овладел в совершенстве английским и французским языками и узнал многое о европейской культуре благодаря этой девушке.

  Копия Б.Д.Лоссингa с прижизненного портрета Текумсе, выполненного карандашом в 1808 г. Пьером Ле Дру ( Pierre Le Dru). На нагрудном медальоне - портрет  Ребекки Галлоуэй.

      С.Уолдман пишет, что Ребекка горячо любила Текумсе, хотя никогда не была его женой. Текумсе также сохранял теплые чувства и уважение к этой девушке всю свою жизнь. Неизвестно, насколько точно С. Уолдман передал реальные события из жизни. Однако существует неоспоримое доказательство, что это действительно было так. На прижизненном портрете Текумсе, выполненном в 1808 году  Пьером Ле Дру в виде карандашного наброска, отчетливо виден  медальон немалого размера с женским профилем на груди Текумсе (погрудный портрет светловолосой дувушки с прической и в платье по европейской моде ) - это и есть изображение той самой английской девушки Ребекки Галлоуэй. И то, что Текумсе бережно носил ее портрет на груди , свидетельствует о его чувствах  к ней.

  

     Август 1810г.  г. Винсенс. Дерзкий и неуважительный отказ Харрисона аннулировать договор вывел Текумсе из себя. Тогда Текумсе и еще 400 воинов выезжают из Священного Города, чтобы встретиться лицом к лицу с Харрисоном в Граузлэнде. Приезд Текумсе был полной неожиданностью.

 

       Итак Текумсе с воинами и Харрисон под охраной гарнизона города встречаются  в Винсенсе. 

 

      Разговор происходит в напряженной обстановке. Текумсе волнует судьба огромной территории, перешедшей под владение Соединенных Штатов. Хотя эта сделка не затрагивала личных интересов Текумсе и родственных ему племен.

 

      Харрисон еще раз повторяет свой отказ аннулировать  договор Fort Wayne. Харрисон заявлял, что каждое племя имеет свои отношения с Соединенными Штатами и что вообще вмешательство Текумсе не приветствуется племенами этого региона.

 

       На это Текумсе горячо возражает и произносит знаменитые слова:

      «Губернатор Вилльям Харрисон, вы имеете полную свободу, чтобы вернуться в свою собственную страну... Но вы желаете воспрепятствовать индейцам делать то же самое.
       В то время как мы желаем, чтобы индейцы объединились и владели своими землями  как общим достоянием.
       Вы никогда не увидите, чтобы индеец пытался заставить белого человека делать то, что вы хотите сделать с нами.»
   


    
      Харрисону было нечего возразить. Исчерпав аргументы, в приступе ярости он выхватывает саблю. Гарнизон города бросается на его защиту. Тогда вождь Виннемак (Winnemac) поднимается и повторяет аргументы Текумсе и предлагает разойтись с миром. Уходя, Текумсе сказал Харрисону, что если договор  Fort Wayne не будет аннулирован, он заключит союз с Великобританией.

 

      Аргументы Текумсе были настолько вескими, а его противостояние договору последовательным, что президент Джефферсон так и не решился официально его заверить, хотя фактически земли были захвачены.

   

Явление Большой Кометы в 1811г.

       1811г. Текумсе много путешествует, особенно по югу. укрепляя Конфедерацию Племен.Но поначалу многие южные племена отнеслись настороженно к предложениям Текумсе и отказались присоединиться. Так, на вопросы племени Кри, как они узнают, что им надо выступить в поддержку Конфедерации, Текумсе ответил, что им будет дано знамение с неба, чтобы уверить их.

 

       Когда в 1811 году было явление Большой Кометы, Кри и другие племена вспомнили слова Текумсе, чье имя в переводе означает Падающая Звезда, и вступили в Конфедерацию.     Следует отметить, что Харрисон не просто относился к Текумсе ,  как к досадной помехе  в его продвижении по политической карьере. Он ненавидел Текумсе и завидовал его ораторским, военным и другим талантам. Непомерному тщеславию Харрисона претила непреклонная решительность и неподкупная честность  Текумсе. Харрисона приводили в бешенство смелость и последовательность, с которыми Текумсе разрушал его далеко идущие планы.

 

      Одновременно в 1811году Харрисон получает от президента США Джефферсона приказ разобраться с Конфедерацией индейских племен, пока они не начали действовать первыми. 

      

Мощное Новомадридское землетрясение 11декабря 1811 г.

      Еще один интересный факт, связанный с историей сопротивления североамериканских индейских племен. Когда Текумсе путешествовал по среднему западу и северо-западу, то вожди этих племен спрашивали Текумсе:

 

     « Твое племя живет на юге, а наши племена далеко на севере, у Великих озер. Какой знак дашь ты. Чтобы мы все одновременно схватились за оружие?»

 

        И Текумсе отвечал:

     « Не я, а Гитчи-Маниту, Великий Дух, ударит ногой о землю, и задрожит она с юга на север. Это будет знак.»

 

        По удивительному стечению обстоятельств через некоторое время 11 декабря произошло мощное Новомадридское землетрясение, потрясшее юг и средний запад Северной Америки. И индейские племена восстали.

 

СЛОВА ОГНЯ

 

 

     Перед тем , как отправиться к союзам племен , расположенным на юге, Текумсе стречается еще раз с Харрисоном.

 

    Харрисон вызывает Текумсе к себе домой под предлогом расследования одного инцидента. Во время этой встречи Текумсе говорил,что шауни и их братья хотят жить в мире с Соединенными Штатами, но при этом он отмечал. Что необходимо урегулировать разногласия. Харрисон в свою очередь заверил Текумсе, что он имеет самые мирные намерения. Но Текумсе не верил Харрисону и хотел взять паузу, чтобы укрепить Конфедерацию Племен.

 

Во время поездки на юг Текумсе обращался к племенам, призывая их объединиться. Тогда он произносит свою знаменитую речь — Слова Огня:

 

«Где сегодня пекоты (Pequot), где Могикане, где Наррагансеты (Narragansett), где Поканеты (Pocanet) и другие могущественные племена?

Они исчезли перед лицом алчности и натиска белых, как снег под действием солнца...

Не спите более, о Чоктавы (Choctaws) и Чикасавы(Chickasaws)! Разве вы хотите, чтобы кости ваших предков были перепаханы, а их могилы превращены в пашни?»

 

На большом совете, собравшемся недалеко от одного из притоков Миссиссиппи, стоя у огня.Текумсе продолжал:

 

«То же будет и с вами! Вскоре ваши густые леса будут срублены, чтобы огородить заборами участки, скоро их широкие дороги пройдут через могилы ваших отцов.

Вы тоже скоро будете согнаны с ваших исконных земель, летящие, как листья впереди зимнего ветра.

Не спите более, о Чоктавы и Чикасавы в кажущейся безопасности и обманчивых надеждах! До того, как среди нас появились белые люди. Мы не знали ни бедности, ни притеснения. А как теперь?

Разве нас не лишают шаг за шагом наших исконных свобод? Как долго это будет длиться — пока нас не привяжут к столбу и не будут бить хлыстом и будут заставлять работать на них на своих полях? Мы будем ждать этого момента, или умрем сражаясь?

Сдать ли нам наши жилища, нашу землю, которую дал нам Великий Дух, могилы наших предков и всё, что нам дорого и свято без борьбы?

Я знаю, вы будете кричать вместе со мной — никогда! Война или полное уничтожение нас как народа — наш единственный выбор. Что вы выберете? Я знаю ваш ответ.»

 

Когда Текумсе закончил говорить, воины молчали. Потом поднялись вожди Чоктавов и Чисакавов и поддержали Текумсе. Его речь была принята с воодушевлением.

 

Пушматаха( Pushmataha)

     Но затем поднялся еще один вождь Чоктавов — Пушматаха ( Pushmataha), который к тому моменту уже давно сотрудничал с американским правительством. Он призывал не спешить и уверял, что всё не так плохо, как кажется. Выходом , на его взгляд, было попытаться приспособиться к новым условиям и не сопротивляться.

 

     В заключении Пушматаха сказал: «Что бы вы не решили делать, знайте — я с нашими друзьями, американцами, в этой войне.» ( Он, действительно, выступил против Текумсе и Конфедерации Племен на стороне войск Соединенных Штатов).

 

     Тогда часть племен Чоктавов и Чисакавов последовала совету Пушматаха и их постигла участь, предсказанная Текумсе.

 

БИТВА ПРИ РЕКЕ ТИППЕКАНО(Tippecanoe)

 

     Пока Текумсе был на юге, Харрисон отправился из Винсенса с 1000 солдат, чтобы попытаться подкупить младшего брата Текумсе — Тенскватаву ( Провидца) и его последователей и закключить с ними соглашение за спиной Текмсе. Так как Харрисон получил приказ от президента Джефферсона разобраться со Священным Городом.

 

     6 ноября 1811 года. Харрисон с войском прибывает к Священному Городу( Городу Провидца в другом переводе).

 

      Тенскватава во всем помогал своему старшему брату, но он не обладал ни его военными способностями, ни широтой его взглядов. Тенскватаве приходится принимать решение в отсутствии своего брата самому. Сначала, чтобы оттянуть время Тенскватава отправляет посыльного к Харрисону, чтобы договориться о встрече для переговоров на следующий день.

 

      Харрисон надеялся «договориться» с Тенскватавой, поэтому он легко соглашается. Американцы разбивают лагерь на близлежащем холме. Внизу священный Город — у Харрисона очень выгодная, со стратегической точки зрения, позиция.

 

      Тенскватава понимает, что без Текумсе индейцам сложно отстоять Город. Поэтому он принимает решение совершить неожиданное нападение. В ранние предрассветные часы индейцы атакуют отряд Харрисона. Но преимущество на стороне американцев, и они одерживают победу.

 

       Индейцы успевают покинуть Священный Город, который Харрисон и его люди сжигают до тла. Священный Город прекратил свое существование.

 

     Можно представить, какие горечь и отчаяние охватили Текумсе, когда, вернувшись с юга, он увидел пепелище вместо Священного Города.

 

      С уничтожением Священного Города связывают так называемое «Проклятье Текумсе». Хотя это неточное название . На самом деле, это было скорее не проклятье, а пророчество его младшего брата Тенскватавы ( Провидца).

 

     Текумсе отправляет Харрисону следующее послание:

 

      « Харрисон не победит в этом году и не станет Великим вождем (Президентом). Но он может выиграть в следующем. Но если выиграет... Он не закончит свое правление. Он умрет властвуя. А когда он умрет, вы вспомните смерть моего брата Тенскватавы. Вы думаете, он потерял свои силы после смерти? Тот, кто вызвал затмение солнца и тот, кто отучил индейцев от огненной воды?

 

      Харрисон умрет. И после него, каждый Великий вождь (президент), выбранный через 20 лет, умрет. И каждый раз, когда Вождь (президент) будет умирать, пусть все помнят смерть нашего Народа...»

 

      Это предсказание сбылось с поразительной точностью.

 

      А пока Харрисон после разорения Священного Города стал очень популярен среди европейских поселенцев. И получил прозвище «Старый Типпекано». Именно под этим прозвищем он проходил свою успешную предвыборную компанию.

 

     В глубокой тайне Текумсе вновь начинает воссоздание Конфедерации Племен.

 

       ВОЙНА 1812 г. ПОБЕДА под ДЕТРОЙТОМ

.

    Итак Текумсе укрепляет Конфедерацию Племен. После Новомадридского землетрясения 11 декабря 1811 года к нему присоединяются сногие племена с запада и северо-запада.

 

    Одновременно, воспользовавшись разразившейся в Европе войной с Наполеоном, Соединенные Штаты готовят нападение на Канаду, колонию Английской Короны.

 

     Одной из ключевых командующих фигур английских войск в Канаде был талантливый и благородный генерал Брок ( Brock). Он успешно сохранял с 1802г. позиции Великобритании в Канаде. И это при том, что силы Соединенных Штатов в несколько раз превосходили силы англичан.

 

Генерал Айзек Брок, губернатор Верхней Канады (1769 - 1813г.) 

      До этого в Европе генерал Брок имел славное военное прошлое, участвовал в блистательных победах знаменитого английского адмирала — лорда Нельсона. Генерал Брок был настоящим английским офицером, человеком чести.

 

     Так случилось, что судьба свела этих двух великих полководцев — Текумсе и генерала Брока — во время подготовки англичанами контрнаступления в Верхней Канаде (Онтарио).

 

      Едва познакомившись, эти два лидера стали настоящими друзьями. О генерале Броке Текумсе сказал: « Генерал Брок — это Человек!».

 

       В свою очередь генерал Брок высоко оценил Текумсе. За его выдающиеся полководчексие таланты он называл его индейским Веллингтоном ( Британский фельдмаршал, победитель грандиозной битвы под Ватерлоо ).

 

       В одном из своих писем Брок писал: «Вождь шауни Текумсе произвел на меня глубокое впечатление. Более умного и дальновидного, более доблестного воина, по моему мнению, не может существовать. Он вызывает восхищение у всех, кто беседовал с ним».

 

      Так же генерал Брок считает справедливыми требования индейских племен. Он подтверждает обязательства перед шауни. Он обещает не подписывать никаких мирных договоров, в которых бы не оговаривалось создание независимого Индейского государства. И корреспонденция генерала Брока свидетельствует о его искреннем и твердом намерении выполнить это обещание.

 

 

      Заключив союз, Текумсе и Брок одерживают блестящую победу, с незначительными потерями взяв Детройт. У Брока вызвал восхищение тактический план Текумсе. Для Великобритании эта победа имела большое значение. Генерал Брок был посвящен в рыцарство.

 

      Брок готовит молниеносное вторжение в Соединенные Штаты, чтобы не дать американцам передышки. Но неожиданно его планам помешал генерал Превост, затеявший переговоры с Соединенными Штатами. Это дало американцам время перегруппироваться и подтянуть большие силы. Теперь Соединенные Штаты вторгаются в Канаду. Генерал Брок готовит защиту в Верхней Канаде.

 

 

     И вот происходит непоправимое для Текумсе. Ранним уторм 13 октября 1812 года в тяжелом бою с неравными силами на Квинстонских Высотах героически погибает генерал Брок.  Будучи верным кодексу чести офицера, генерал Брок никогда не приказывал солдатам наступать там, где бы он сам не смог  повести солдат в бой. Отряд, который он повел в атаку, уже почти одержал победу, когда американский снайпер ранил генерала Брока сначала в руку, а потом в сердце.

 

     Последними словами генерала Брока были : « Вперед, храбрые Йоркцы! Не обращайте на меня внимания!» И ещё он попросил передать прощальные слова с выражением уважения своей сестре.

 

     Англичане взяли тогда Квинстонские Высоты. Но смерть генерала Брока оказалась огромной потерей не только для англичан, но и для Текумсе. В лице генерала Брока он потерял друга и настоящего союзника.

  

 

БИТВА НА РЕКЕ ТЕМЗЕ.

 

     Следующий британский главнокомандующий - генерал Проктер - конечно, не шел ни в какое сравнение с блестящим генералом Броком. К тому же между ним и Текумсе не было того взаимпонимания, которое было между Текумсе и Броком.

 

     Американскими войсками командовал губернатор Харрисон. Генерал Проктер, опасаясь перевеса на стороне американских войск, стал отступать вглубь Канады. Текумсе настаивал на более решительных действиях. Но генерал Проктер оставлял занятые ранее англичанами пункты один за другим. В конце концов был сдан и Детройт.

 

     Текумсе вел свои отряды в арьергарде, прикрывая отступающие британские войска. Индейцы сражались отчаянно, стараясь сохранить силы англичан для будущего сражения. Генерал Проктер допускал серьезные промахи. Так, он не сумел прийти вовремя в Чатам (Chatham) в Онтарио и индейцы оказались там одни. Текумсе тщетно требовал от генерала Проктера слаженности и более энергичных действий.

 

      5 октября 1813 года на р. Темзе, наконец, состоялась решающая битва между американцами под предводительством Харрисона и соединенными войсками англичан и индейцев. Все понимали, что от этого сражения зависит исход войны.

 

      В кульминационный момент генерал Проктер отзывает свои войска и покидает поле битвы, бросив индейцев сражаться один на один с американцами. Имея большой численный перевес, американцы побеждают.

 

      Результат этой войны был таков. Англичане бездарно потеряли большие территории, отвоеванные генералом Броком. Конфедерация Племен разгромлена, а сами племена индейцев американцы помещают в резервации.

 

 

  

 Портрет Текумсе. Музей естественной истории в Чикаго.

 

ПОСЛЕДНИЙ ВОИН. СМЕРТЬ ТЕКУМСЕ.

 

     По версии американцев Текумсе погиб в бою. Некий Ричард Джонсон хвастался, что лично его убил.( Это заявление сделало его необыкновенно популярным , и он даже занял пост вице-президента). Были и другие, заявлявшие, что именно они убили великого индейского полководца. Несмотря на настоятальные требования родных, тело Текумсе им не выдали. Харрисон утверждал, что они сами его похоронили со всеми почестями.

 

     Однако шауни имеют другую точку зрения. Они убеждены, что Текумсе погиб не в сражении. Журналист Юрий Стадниченко записал слова Сат-Ока в одной из бесед с ним. Сам же Сат-Ок — праправнук Текумсе — неоднократно писал об этом в своих книгах и говорил на публичных выступлениях.

 

      Юрий Стадниченко пишет:

     « А знаешь, как погиб мой прадед Великий Текумсе? - спрашивает меня Сат Ок. - Вот книга американского автора. Он пишет, будто бы Текумсе погиб в бою восставших индейцев с белыми и американцы похоронили его с почестями. На самом деле было совсем не так.

      Большое восстание алгонкинских племен потерпело поражение. Текумсе безоружным пошел в лагерь, чтобы договориться о спасении женщин, стариков и детей. Белые, хотя торжественно гарантировали ему неприкосновенность личности, предательски его схватили, убили, содрали с него кожу, и из нее американская солдатня наделала ремней для правки бритв...!"

ПРОДОЛЖЕНИЕ => http://the-indians.narod2.ru/index/0-14
Сделать бесплатный сайт с uCoz