Сат-Ок "Голос прерий" 1990 год
"Позвольте мне рассказать вам так, как я сумею; так, как индеец видит вещи. Белый человек имеет больше слов, чтобы выразить свои взгляды, но чтобы рассказать правду, не надо много слов." Джозеф, вождь племени не-персе
Предисловие По сей день не удалось точно установить время, когда на североамериканский континент впервые вступила нога человека. Среди наиболее известных исследователей и ученых многих стран существуют различные взгляды и мнения по этому вопросу. Но большинство из них согласны в двух вещах. Во-первых, в том, что наиболее благоприятным временем для заселения был период от 40 000 до 20 000 лет тому назад и также период между тринадцатым и двенадцатым тысячелетием . И, во-вторых,они согласны в том, что первыми людьми, которые вошли на американский континент, были первобытные охотники.
Ученые многих областей знаний сходятся во мнении , что в определенный период на месте Берингова пролива существовал перешеек, соединявший североамериканский континент с Азией ( так называемый Берингийский мост, окончательно исчезнувший более 12 тысяч лет назад - прим. переводчика), по которому и могли проникнуть первобытные охотники на новый континент.
Это проникновение произошло не за один раз - как такового массового перехода или значительной волны переселения не было. Они проникали в течение нескольких сотен, а, может быть, тысяч лет небольшими случайными группами, насчитывавшими где-то десятка два и более человек.
Откуда они прибывали, какова была цель их путешествия, к каким народам или народностям они принадлежали? Как через обширные пустынные пространства Сибири они находили путь, ведущий к этой узкой переправе? Искали ли они именно этот путь? Какая сила побуждала их двигаться в этом направлении? Знали ли они вообще, что вступили на новый континент, и какие они питали надежды и имели планы в связи с этим? Трудно дать точный ответ на многие из этих вопросов. Быть может, на некоторые из них мы никогда так и не найдём ответа. Но есть несколько фактов, которые не вызывают сомнения.
Эти люди приходили из разных областей обширного азиатского континента и были представителями разных населяющих его рас и народов, они и дали начало формированию индейского этноса. У них были некоторые сходные физические характеристики - такие , как цвет кожи, имевшей оттенки от светло-жёлтого до светло-коричневого, высокие скулы и прямые жёсткие чёрные волосы. Они укрывались звериными шкурами и мехом, использовали в качестве оружия копьё с примотанным наконечником и увесистую дубину.
Кроме того, что они были охотниками, немногое можем мы о них рассказать. Мы не знаем, ни как были внутренне организованы такие группы, ни о их жизни; ни каких они придерживались верований, ни каким пользовались языком. Мы знаем, что после того, как первобытные охотники пересекли перешеек и, оказавшись на американском континенте, напали на след крупных животных, они тропами, идущими вдоль восточных предгорий Скалистых гор и Великих Прерий подались на юг - всё ближе к живительным лучам восходящего солнца. Но их продвижение не было непрерывным. На десятки, а, может, сотни, иногда даже тысячи лет они оставались в том месте, регионе, где было достаточно дичи.
Они охотились - от этого зависело их существование. Они охотились на жёлто-бурого гигантского ленивца, травоядного зверя, дававшего более полутора тонн чистого мяса. Они устраивали ловушки для мамонта, покрытого жёстким длинным волосом и немного меньшего по размеру мастодонта - предка нынешних слонов. Их жертвой часто становился большой бизон, а также, возможно, древние лошади, обитавшие на обширно раскинувшихся холмистых равнинах.
Всеми известными им способами охотились они и на других, более мелких зверей, обитавших в той части Северной Америки.
Под давлением новых групп, тянувшихся с севера, а также, возможно, в связи с уменьшением численности крупных животных они двигались дальше на юг в сторону Мексиканского нагорья. Часть их проследовала еще дальше через Панамский перешеек на южноамериканский континент. А часть двинулась дальше широкой дугой на восток, и спустя много веков, а, может , и тысячелетий достигла обширных центрально-восточных лесных массивов и добралась до Атлантического побережья, чтобы позднее пойти обратно на север к Великим озёрам и Лаврентийской возвышенности.
В продолжение следующих поколений в период между десятым тысячелетием и современным временем они распространились по всему континенту. Осваивалась Лаврентийская возвышенность и северо-восточные лесные массивы, раскинувшиеся длинной полосой вдоль Атлантического побережья; заселялся регион вдоль рек Миссисипи и Миссури. Складывалась богатая культура на берегах Тихого океана. Заселялись Великие Равнины и Скалистые горы. Следы их пребывания обнаруживаются повсюду на континенте. Они не находились в покое. Племена перемещались, кочевали, меняли места пребывания. И в последний период перед прибытием белых людей миграция всё продолжалась.
Сколько из них пришло через сухопутный перешеек из Азии на континент - неизвестно. И теперь уже никто не установит. Известно, однако, что эта длившаяся тысячелетиями миграция была остановлена более 10 000 лет назад в эпоху таяния льда и отступления ледников и поднятия уровня воды, когда естественный сухопутный мост опустился, образовав пролив шириной в несколько десятков километров - нынешний Берингов пролив. Правда, полоса воды шириной в несколько десятков километров не является в настоящее время препятствием, но тогда - девять , десять тысяч лет тому назад - для охотников каменного века это стало едва преодолимо.
И хотя нет доказательств того, происходило ли проникновение через пролив после его образования, но и нет таких, которые исключали бы эту возможность. А ведь, может, какие-нибудь одиночные группы и использовали этот путь в более близкие к нам периоды. Кто знает?
Во всяком случае, на североамериканском континенте оказались люди. Они остались здесь и выжили. Хотя около 10 000 лет назад по причинам, пока не объясненным наукой, вымерли все крупные животные, включая древних лошадей - а люди выжили - те , которые были потомками первых пришельцев.
Доказательства того, что потомки людей, прибывших из глубин Азии, выжили, получены в результате многочисленных раскопок, археологических и антропологических изысканий, исследований в области физики, химии и многих других наук, изучающих историю материальной культуры.
Гигантский ленивец.
Человек, пришедший из Азии - из разных регионов этого обширного континента, человек, представлявший разные азиатские народы, не только выжил на американском континенте , не только расселился по его бескрайним просторам, но развился и создал богатую и разнообразную культуру. Как читатель, наверное, заметил, я не говорю только о каком-то одном азиатском народе. Полагаю, что на американский континент прибывали представители многих древних азиатских народностей, и , возможно, не только азиатских. Я говорю так, потому что имею для этого серьёзные основания. И самое главное из них то, что, несмотря на значительное сходство, существует также и значительное различие антропологических особенностей населения Америки доколумбовой эпохи; различие, которое не может быть объяснено одним только влиянием условий окружающей среды, в которой в течение тысячелетий формировались антропологические типы разных индейских племенных групп. Не обращать на это внимания нельзя. Именно из-за этих различий и антропологических особенностей индейцы не могут считаться происшедшими из одного этнического корня. Они произошли от разных корней и разных рас, а более того от разных народов.
Существуют и другие доводы в пользу этой точки зрения. К тому времени, когда Колумб открыл Новый Свет, североамериканский континент - от Мексиканского залива до Берингова пролива - населяло около 2 тысяч различных племён, каждое из которых говорило на своём собственном языке. Правда, многие из этих языков имели значительное сходство - такое, какое, к примеру, существует между польским, словацким и русским языками - сходство, которое свидетельствует не только об общих этнических корнях, но и о более близком родстве. Однако существовали и существуют по сей день племена, которые используют разные языки - языки, которые отличаются друг от друга настолько сильно, как, например, польский, арабский, китайский и суахили. Никто не осмелится утверждать, что эти четыре языка имеют общий корень, что они происходят из общего культурного источника и что они стали так сильно отличаться друг от друга только под влиянием эволюционных изменений из-за различия условий, в которых они развивались на протяжении тысячелетий. Это было бы абсурдным. Таким образом, те индейские племена, которые имели такие сильные языковые отличия, должны были произойти от разных народов. Эти два очевидных замечания, сделанных мною здесь сознательно и целенаправленно, должны послужить единственно как введение к самой важной мысли. Это то, что индейские племена, с которыми в течение ста лет после прибытия экспедиции Колумба пришлось столкнуться другим белым людям, европейским пришельцам, очень сильно различались между собой в нравах и обычаях, законах, установленных нашими предками, и, что, самое главное, различались в верованиях.
Этот очевидный факт, с одной стороны, подтверждает разнородность исторических, культурных и генеалогических истоков индейцев; с другой стороны, он объясняет множественность и устойчивое разнообразие этико-моральных устоев, традиций и обычаев, различие аспектов духовной жизни и духовных отношений в рамках единой индейской культуры.
Конечно, не только разница в истоках происхождения племен повлияла на разнородность верований. Влияние на углубление некоторых различий или, наоборот, на их сглаживание оказывали климат, географические особенности и присущий тем или иным племенам род занятий. Следует отметить, что хотя многие племена оставались на этапе первобытной охоты и собирательства, некоторые другие во многих, особенно южных и юго-восточных регионах края, в последний период перед появлением белого человека приобрели много черт, свойственных оседлым народам, что нашло прямое отражение в их верованиях.
Необходимо добавить, что племена не жили в полной обособленности друг от друга. Они соседствовали с другими племенами, проводили с ними натуральный обмен, часто воевали с ними, перемещались с места на место. Таким образом, существовали связи, благодаря которым происходило распространение таких элементов культуры, как обычаи, этические нормы поведения, развивались знания об окружающем мире, важных закономерностях в жизни окружающей их среды, природных и астрономических явлениях.
Этот первоначальный поток обмена материальной и духовной культуры должен был оказывать то или иное влияние также и на верования. В одних случаях общие элементы укоренялись и в чём-то сходные верования и традиции развивались из одного культурного корня; в других - они носят обособленный характер и были приемлемы только для определенного культурного круга. Здесь я использую термин "верования" - определение, пожалуй, не очень четкое, только из-за того, что не могу применить термин "религия".
Заселение Америки через Беренгийский мост
О религии по отношению к обеим Америкам можно говорить только тогда, когда имеются ввиду такие относительно однородные, всеобъемлющие, единые и развитые системы верований, какие были у майя на Юкатане, ацтеков в Мексике или инков в Перу. В то же время нельзя называть, как это делают некоторые псевдоавторитеты от науки ,огромное количество разнообразных верований североамериканских индейцев религией - да еще к тому же единой религией. В связи со всеми вышеуказанными выше причинами единая религия не могла развиться в Северной Америке и не развилась среди индейцев до сих пор.
Я придерживаюсь определения "верование", потому что, как уже говорилось ранее, этот термин по отношению к духовной жизни североамериканских индейцев представляется наиболее подходящим.
Чтобы точнее объяснить, что я понимаю под определением "верование", я должен привести, по крайней мере, несколько примеров.
Большинство читателей, особенно молодых, по многочисленным приключенческим книгам знакомы со словом "табу". Так, многие племена, главным образом, охотничьи, может, даже подавляющее их большинство, имели различные табу, которые были обязаны соблюдать либо всё племя, либо одно или несколько лиц. Табу - это, в основном, обязательный обычай или запрет, при нарушении которого согласно верованиям, передававшимся из поколение в поколение, преступившего ожидали серьёзные неприятности или даже бедствия.
Таким табу у многих племенных групп Дакота, алгонкинских и атапаских племён был обычай приносить извинение зверю, на которого охотились, за его умервщление. Охотник верил, что если он не выполнит этот обычай, то это могло привести к потере счастья и удачи на охоте, от которой зависела его жизнь и ещё жизнь его семьи. Такое извинение охотники приносили всегда, считая это своим долгом по отношению к духу убитого животного и духам его собратьев - других зверей. До сегодняшнего дня все птицы и звери имеют 6 прав-привилегий, которые честно соблюдают все племена: 1) право на любовь людей; 2) право на человеческую заботу; 3) право на жизнь; 4) право размножаться; 5) право неограниченной свободы; 6) право на человеческую благодарность.
И такие табу становились неотъемлемыми элементами верований. При этом, в одном случае, это был обычай просить прощение, в другом - наказ не употреблять ни куска убитого лично охотником зверя; это мог быть запрет конкретного охотника убивать какое-то животное, либо запрет кормить собаку мясом какого-то животного. Такие охотничьи табу существовали тысячи лет. Но также существовало множество иных табу, связанных с другими сферами повседневной деятельности. Каждый член племени был обязан соблюдать табу, и он составляли важную часть его собственных убеждений, а не общих убеждений. Другим проявлением духовной жизни, сопровождавшим членов различных племенных общин, были сны и видения, переживание которых усиленно искали все и искали по-разному; как правило, через длительный пост и уединение, молитву, а иногда - особенно в южных регионах - ещё и при помощи, предоставляемой шаманами, знавшими способы вызывания видений или снов. Но посты, молитвы и песни, уединение и помощь шамана не представляли собой веры или религии - они были только средством, путем для вызывания видения или сна.
Обычно считалось, что во время снов и видений духи предков, духи-хранители, духи неба и земли передавали мальчику, юноше, девушке или взрослому человеку советы и наставления часто на всю его жизнь; своим появлением духи-хранители показывали, что они берут под свою защиту и будут сопровождать его во всех важных моментах на всём протяжении его долгого жизненного пути; они будут помогать, хранить, указывать правильный путь.
Во время снов и видений люди получают наставления или наказы относительно того, как надо поступить. Иногда сны и видения не приносили таких явных указаний, они лишь показывали разные ситуации, события, предметы, растения, животных, птиц, значение которых мог истолковать или разъяснить только шаман. И эта интерпретация несла с собой дальнейшие советы и наставления, как поступить человеку в жизни и снова обогащала его верования и убеждения.
Повседневный мир индейцев был наполнен бесчисленным количеством правил поведения, а также бесчисленным количеством духов. Каждый имел собственного духа-хранителя, который мог явиться ему во сне или видении и от которого в первую очередь можно и должно было получать советы, помощь и предостережения. Таким образом, формировалось и приобретало различие мировоззрение.
У нас уже есть табу, сны и видения, но мы имеем нечто бОльшее и очень важное. Это предки и праотцы, которые очень давно установили определенные законы и обычаи для всех членов племени. Духи предков - это духи, существующие где-то очень далеко и остающиеся среди своих близких, которые следят за соблюдением законов: они вознаграждают удачей тех, кто их исполняет, и отворачивают свои разгневанные лица от непослушных - тех, кто не уважает заветы предков.
Каждое племя имело своих предков, руководствовалось своими законами и своими обычаями. И из этих важных компонентов складывались их верования.
И это всё? Нет! Есть еще духи высшего порядка. Духи неба и земли, духи Солнца, Луны и Звёзд, Утренней Звезды и Северной Звезды, духи Грома и Огня, духи гор и скал, духи добра и зла. Существует земля Китчи Маниту, Оренды, Усана (Usana), Ваконды, Несару. Есть земля Великой Черепахи и Малой Черепахи. Есть Земля Орлов. В далёких северных лесах скрываются огромные опасные людоеды - чудовища вендиго. Есть духи плодородия и урожая, духи, приносящие процветание и изобилие, но есть и такие, которые приносят несчастья, болезни и страдания. Являются ли эти духи общими для всех индейцев? Ничего подобного. Каждое племя имело свой собственный пантеон духов. И духи одного племени не являлись духами другого племени. Хотя и те, и другие обогащали и расширяли верования и убеждения своих последователей.
Убеждения и неразрывно связанные с ними привычки и обычаи, законы и обряды в совокупности создавали совершенно невообразимый пантеон духов, сверхъестественных сил, удивительных, таинственных , невидимых существ, и, таким образом, создавали всеобъемлющую и всепроникающую сферу духовной жизни - но жизни, совершенно отличной в каждом из приблизительно 2 тысяч индейских племён, живших от границ сегодняшней Мексики - бывшей империи ацтеков.
На эти относительно простые верования племён, кланов и отдельных лиц накладывались мифы и легенды, сказки и истории, некоторые из которых уходят своими корнями в далёкое таинственное прошлое - может, ещё на азиатский континент; другие несут на себе налёт более новых времён, влияние других культур и верований - в том числе, и иногда очень даже явно, христианской религии, проникающей в течение уже нескольких веков в духовную жизнь индейцев.
Таким образом, индейские верования никогда не были религией, не имели с этим ничего общего и не являются ею до сих пор. И все "научные" дискуссии о единой, общей религии североамериканских индейцев - это просто недоразумение.
Индейские верования оказывали и оказывают огромное влияние на целый комплекс обрядов культурного круга, на формирование личности, черт характера, мышление, этики и морали, отношение к жизни отдельных лиц, иногда целых племён, либо племенных групп, вышедших из одного культурного корня. На протяжении веков влияние оказывалось на привычки и повседневную жизнь индейцев, на их любовь к свободе, привязанность к земле предков, отсутствие страха перед смертью.
Это нашло своё отражение в одежде и украшениях, в обычае курить трубку мира, в ношении священной сумки с лекарствами, в сохранении священных племенных кланов, в обычае почитания духа жертвы, самоистязании и в истязании других, в практиках и обрядах шамана и даже в форме построения "домов", как это было особенно распространено среди манданов.
Существуют ряд признаков, указывающих на то, что на североамериканский континент в течение многих тысячелетий с момента его заселения могли проникать не только с азиатского континента, но и из других культурных и этнических областей, отражение этого можно найти в верованиях ацтеков и майя. Но такие реминисценции могли только обогатить верования и культуру североамериканских индейцев.
Но пришёл час, когда в Новом Свете появился белый человек, для которого верования индейцев были непонятными и варварскими. Началось истребление и переселение на новые территории свободных до той поры племён. Потом появился миссионер, который пытался обратить "грешные души" в веру белых.
Несмотря на трагическое прошлое индейцев, несмотря на убийства, переселения и целенаправленное истребление духовных и племенных вождей они не дали поглотить себя культурой белого человека. Более того, необходимость вспомнить о древних обычаях, легендах и верованиях сейчас даже более ощутима , чем раньше.
Сат-Ок
О Великий Дух, укажи мне дорогу к моим Праотцам, они бы мне в дар передали свои знания, и я пошла бы дальше по давно забытым тропам. О Великий Дух! Как грустно. Всё печальнее наша жизнь, потому что забыли мы, что умели...
(строки из песни, написанные 15-летней девочкой Питаванакват из резервации Виквемиконг (Wikwemikong), переведенные на польский Сат-Оком)
1.С.Кэтлин "Дом" индейцев племени манданов. 1835 г.2. Жилище манданов . Северная Дакота. Фото Кёртиса, 1908 г. 1.2.
|