Сат-Ок.( продолжение. Начало здесь - http://the-indians.narod2.ru/sat-ok/)
Ольга Липовская, москва 2011 г.
" Я привел тебя в чащу и хочу, чтобы ты познал её, хочу научить тебя всему тому, что сам к ней чувствую, - уважению и любви. Она - мой дом, дом моего отца, друзей, дом моего племени шеванезов. Она кормит нас и одевает, радует своей красотой, но может научить и страху.
Взгляни: там со старых огромных деревьев ниспадают до самой земли тёмные покрывала мха, зелёные и бурые.
Когда на ствол упадёт луч солнца, кора заблестит серебром, как голова столетнего воина."
Река Макензи. Канада.
.
Большое Медвежье Озеро в Канаде - родина Сат-Ока (приток, вытекающий из озера и впадающий в р. Макензи)
.
" Лес живет. Даже этот, что между стволами развесил тонкую паутину зузи - паук, и этот имеет душу. Что же говорить о больших деревьях и животных!
Итак, повторяю: будь осторожен. Уважай законы чащи. Познавать их будем вместе. Стань моим товарищем и другом."
Сат-Ок. Земля Соленых Скал
Чаща. Большое Медвежье Озеро Канада.(Сейчас , к сожалению, идет активная вырубка лесов в этом районе в промышленных масштабах, против чего аткивно протестует общественность, но пока, увы, безрезультатно.)
.
Родной край Сат-Ока в канадской провинции Альберта, куда переселилось его племя в конце XIX века, - очень живописный и очень суровый. Это край озёр, рек, гранитных скал и густых лесов, край орлов, рысей и медведй, которые водятся там до сих пор.
Родное племя Сат-Ока, принадлежащее народу шауни ( шони) после поражения Текумсе в 1813 г. в Верхней Канаде пошло дальше на запад, а позднее на северо-запад.
Во второй половине 19 века его племя присоединилось к сиу, которые называли их шавал (shawala), о чем пишет американский исследователь Фредерик Ходж в своей книге, посвященной изучению племен Северной Америки. Так, у тетонов (сиу) существовало название шавал (Shawala) в целом для всего племени шауни.(Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts , Frederick Webb Hodge, р. 530).
Это племя в конце 19 века мигрировало дальше на север в труднодоступные и пратически незаселенные в то время земли.
" Если бы орел поднял тебя высоко над страной Толанди, что лежит на юг от реки Маккензи, Большого Медвежьего озера и большой излучины Юкона, - запад заслонил бы от тебя высокие хребты Скалистых гор, а на юге перед твоим взором раскрылись бы горизонты широких прерий".
" Посреди круга, образуемого берегами реки Маккензи и Большого Медвежьего озера, подножием Скалистых гор и большой излучиной Юкона, ты увидишь чащу, большую и тёмную, как Северное море, из волн которого торчат каменные острова - одинокие глыбы гранитных скал."
Река Юкон.
Этот край очень суров. Дед Сат-Ока, отец его отца, вождь, привел в конце 19 века своё племя в эти суровые земли, потому что они имели необходимые для жизни племени преимущества. Этот край был богат рыбой и дичью, деревом и лесными ягодами и был далёк от основных населённых пунктов европейских поселенцев и практически недоступен для правительственных войск. Эта область до сих пор считается малозаселенной.
Северо-западная часть Канады, как и Аляска, считаются суровым краем не только из-за очень долгих, морозных и снежных зим, но ещё и из-за влажных ветров. Так, первые русские поселенцы в конце 18-19 вв. на Аляске и в северо-западной части Северной Америки испытывали огромные трудности из-за повышенной влажности - урожаи картофеля и других культурных растений просто сгнивали, не принося урожая.
Ландшафт в этом районе очень разнообразен и довольно быстро сменяется. Если к югу от реки Макензи и Большого Медвежьего озера растут смешанные леса с преобладанием сосны ( их несколько видов там. Основные: Picea glauca, P. mariana and Pinus banksiana), то дальше на север растут только ели и берёзы, которые далее сменяются совсем скудной кустарниковой растительностью тундры.
Выразительность ландшафту придают гранитные скалы, разбросанные повсюду, и скалистые очертания гор на горизонте за Большим Медвежьим озером.
Это край огромного числа озёр и речек, до сих пор богатых рыбой. Резкие перепады создают водопады на реках и озёрах, одинокие утёсы, торчащие из воды, кажутся их вечными обитателями.
В низовьях реки в этих краях вскрываются гораздо позже, чем в верховьях, так как текут они в основном, на север, что приводит весной к сильным половодьям.
К сожалению, сейчас происходит активное промышленное освоение этих территорий, что может привести к исчезновению лесов в этой области, против чего выступает общественность. Особенно активно идёт вырубка лесов в районе реки Макензи.
Большое Медвежье Озеро. Канада. Скалы и сосны.
Большое Медвежье Озеро.
.
Река Маккензи. Чаща.
Река Маккензи. Водопад.(фото см. в конце текста)
.
Край, в котором вырос Сат-Ок и о котором он пишет с такой любовью, довольно суров. Ландшафт там быстро меняется от смешанных лесов у самого озера к еловым к северу от реки Макензи. Это видно по фотографиям.
"Чаща всё больше меняла вид. Исчез можжевельник, кусты тенкве - шиповника. Всё реже блестела кора сосен, всё чаще появлялись ели. Из лиственных деревьев я видел только берёзы, согнувшиеся под тяжестью снега, будто слабый человек. Берёзы почти касались земли своими верхушками, образуя волшебные белые арки, под которыми мы проезжали. Только ели стояли с гордо поднятыми головами, опустив свои тяжелые лапы, словно хотели что-то поднять с земли."
Автор пишет о трудностях, с которыми им приходилось сталкиваться в разное время года.
Страшную опасность мог нести влажный северо-западный ветер в холодное время года:
" Я не знал, что это означает, так как никогда еще не попадал сам в снежный буран, несущийся с северо-западным ветром и часто более страшный, чем стая голодных волков...
Помню это, как сегодня. Снег идёт всё гуще. Ветер сдувает с ветвей белые увлажненные северо-западным ветром снежные шапки. Дорога для саней становится всё тяжелее. Не слышно в упряжке весёлого лая...Полозья саней, облепленные снегом, сопротивляются движению почти с враждебным упрямством, застревают во впадинах, а на подъёмах всё больше прилипают ко влажному снегу..."
Но с особым содроганием Сат-Ок вспоминает раннюю весну:
"Белые люди восхищаются весной - временем лопающихся почек и расцветающих цветов. Поэты всех народов охотно воспевают это время. Я же считаю, что весну хорошо вспоминать, хорошо ждать ее, но трудно ею тешиться...
... в это время каноэ чаще приходится таскать на себе, чем плыть в нём. Это настоящее мучение - идти в снегоступах по мокрому снегу и грязи, проваливаясь иногда по пояс. Каноэ соскальзывает, острым килем рассекает голову, ранит замерзшие руки. Человек поднимается, проклиная всех злых духов, чтобы через минуту снова растянуться на размякшем снегу.
Когда становится теплее, все реки и самые маленькие ручейки разбухают от тающего снега. Льдины бьются о берега, образуют заторы, и маленький ручеек, превратившись в могучую реку, выходит из своих берегов. Люди нередко просыпаются в воде, и надо немало потрудиться, прежде чем выберешься на сухое место."
"Нет, намного прекраснее весны время, называемое нами Смертью Природы, - белые называют его индейским летом.
Люблю осень, и никто меня не убедит, что весна лучше..."
.
.
ПРИРОЖДЕННЫЙ ВОИН. ( Далее будут использованы материалы интервью с боевыми товарищами Сат-Ока в документальном фильме "Прирожденный воин. Сат-Ок", Польского Телевидения, 2005 г.)
Того, кто читал автобиографические книги Сат-Ока, не может не поразить нравственная чистота главного героя повествования, его единение и отождествление себя с окружающим миром природы, и ,конечно, цельность его натуры.
Отношения между людьми, его соплеменниками, тоже производят впечатление - в них чувствуется что-то настоящее, патриархальное, лишенное привычной современному человеку суеты и поверхностности. Они часто малословны, их язык, по свидетельству самого Сат-Ока, содержит не так уж много слов. Но как много они улавливают без слов по глазам, жестам и как они понимают друг друга ; они схватывают суть.
Именно эта особенность, необыконвенная цельность натуры поразила в молодом Сат-Оке его боевых товарищей в Польше во время войны. На это обращает внимание его друг Рихард Войциховски. Он так описал свое первое впечатление от знакомства с молодым Сат-Оком в польских лесах во время их партизанской жизни во вторую мировую войну:
"В лице Сат-Ока я встретил выдающегося человека. Он был мужественным и красивым молодым человеком, который двигался тихо, как кошка, в буквальном смысле этого слова. Он был очень немногословен, но очень находчив и изобретателен в повседневной жизни.
Он был похож на одного из нас, людей , живущих в лесу ( партизан, членов Армии Крайовой ). Но кое-чем он отличался от нас.
Он был храбр и его использовали для особых заданий."
.
Казимир Залески говорит о прибытии Сат-Ока в их отряд:
"В те дни он плохо говорил по-польски - ведь он был в Польше только год."
Богдан Маевски, также однополчанин Сат-Ока, раасказывал:
" Когда он пробирался сквозь лес, ни одна ветка, ни один сучок не мог хрустнуть под его ногой. Мы так ходить не умели.
Его походка отличалась, она была упругой. По лесу он ходил так естественно, как человек, который был там рожден.
Лес был его стихией."
Рихард Войциховски:" Он был способен питаться тем, что мы никогда не сочли бы съедобным".
Богдан Маевски приводит один из примеров: " Однажды мы увидели, как он приблизился к маленькому черничному кусту и выдернул его из земли. Он сунул его под мышку, очистил от земли и начал грызть корень и жевать его.
Естественно, нам он посоветовал сделать тоже самое, и мы последовали его примеру. Лично я при этом зажмурил глаза, и мне показалось. что я ем марципан".
Сат-Ок так рассказывал о своем пребывании в партизанском отряде:" Моя жизнь среди индейцев научила меня многому. Она позволила мне обходиться подручными средствами во время войны в лесах".
Казимир Залески:"С пищей у нас было тогда напряженно. Частенько ни мяса, ни хлеба не было."
Сат-Ок:"Мы часто голодали. Я как-то еще мог перебиться, ведь я знал лес, как свою кладовую.
Мне даже удавалось раздобыть немного пищи для голодающих однополчан."
Богдан Маевски:" Очень часто, когда он возвращался в наш лагерь после разведки в отдаленных местах, он приносил свежую дичь. Мы не спрашивали его, как именно он смог ее добыть. Не слышно было никаких выстрелов. Мы все просто радовались тому, что в котелке будет немного мяса. И это случалось частенько."
Однополчане Сат-Ока в один голос отмечают его отвагу и храбрость. Казимир Залески говорит, что Сат-Ок всегда вызывался быть в дозоре, и стремился находиться в передних рядах. Сат-ок был незаменим в особо сложных заданиях, благодаря своему превосходному знанию леса.
" Я мог обнаруживать засады, меня посылали на разведку. Я был следопытом и прокладывал безопасный маршрут для своего отряда,"- говорит Сат-Ок. - Я был способен запутать немцев, а позже даже власовцев, применяя различные способы передвижения в лесу".
Однажды при переходе по песчаному отрезку тропы Сат-Ок велел своим товарищам идти гуськом задом наперед. Таким образом, следы показывали, что отряд двигался в противоположном направлении и было трудно установить его численность по следам." Казимир Залески с восхищением рассказывал, как они переняли этот индейский способ запутывания следов.
Знания Сат-Ока, его умение жить в лесу и добывать пищу, военные индейские навыки спасли жизнь не одному бойцу отряда, а , может, спасли и весь отряд от полного уничтожения. Однополчане с большой благодарностью рассказывали о Сат-Оке.
Первая автобиографическая книга Сат-Ока вышла в 1957 году, почти спустя 20 лет спустя, как он покинул вою родину. Книга написана с огромной любовью и ностальгией. Автор долго вынашивал идею ее создания. Она родилась из глубины его сердца. Именно поэтому она производит такое сильное впечатление на читателя, как и большинство произведений Сат-Ока.
" То, что я написал, исходило из глубины моего индейского духа", - говорил Сат-Ок.
Сат-Ок пишет очень поэтичным языком, природа вокруг его главных героев одухотворена. С какой любовью и вниманием к каждой детали, к каждой перемене в природе, которая очень сурова в тех краях и порой неприветлива, пишет Сат-Ок.
"Лучи солнца соткали на траве попону с такими узорами, что их не вышила бы самая умелая женщина. Над лугом нависает высокая скала, похожая на сгорбленного старика, который дремлет, положив голову на колени.
Скалу омывает широкая река, она здесь круто поворачивает и медленно течет в чащу. Около самой скалы течение реки образовало яму, и тут, под прозрачной поверхностью воды, таятся водовороты. Это было наше любимое место."
И, конечно, все повествование пронизывает песня и танец - без этого невозможно было бы передать дух соплеменников Сат-Ока и их мироощущение, образ жизни.
Танец и песня сопровождают все основные события жизни племени. Как и вообще жизнь индейца - от рождения до смерти.
Сат-Ок
Танец и песня - это не просто развлечение, искусство, это жизнь для индейца. И Сат-Ок необыкновенно образно и выразительно описывает сцены, когда племя собирается для таких событий, описывает сам танец, как звучит музыка.
"...Из первого сна нас вырвал тревожный звук бубна и резкий свист рожка. Мы вскочили на ноги и побежали к Месту Большого Костра.
Там пылало пламя трех костров, а вокруг уже собрались все взрослые воины лагеря.
Как предвестие, как призывный сигнал, звучала медленная музыка. Грохотали барабаны, свистели свирели и флейты, украшенные орлиными перьями, тарахтели трещотки из черепашьих панцирей и оленьих копытец.
На поляну, высоко подпрыгивая, выбежал воин, раскрашенный черными и желтыми полосами. На его ногах были нарисованы звезды и полумесяцы, а с колен и щиколоток свисали конские хвосты. Бедра обтягивала повязка, обшитая перьями ворона. Воин изображал ночь.
Вслед за ним из темноты выскочил огромными прыжками другой танцор - день. На голове его красовался убор из белых орлиных перьев, лицо было покрыто приветственными цветами - белым и голубым, мокасины тоже были светлые, ноги украшены белыми совиными перьями.
Так начался танец, изображавший борьбу дня с ночью,- танец в честь пребывания вождя в лагере.
Мы смотрели на это зрелище широко раскрытыми глазами. Бубны били все быстрее, и все быстрее бились наши сердца. Понемногу мы и сами начали раскачиваться и отбивать ногами такт. Перед глазами мелькали белые перья орла и черные - ворона, а флейты и свирели свистели над головами, как тучи летящих стрел.
Прилетайте, орлы, из-за туч,
Прилетайте, садитесь рядом,
А потом войдите в шатер.
Я прошу вас об этом.
Войдите, орлы, к нам приблизьтесь,
Поселитесь в наших шатрах"
.
Сат-Ок так пишет, что дух захватывает, создается полный эффект присутствия. Кажется, что не просто слышишь звуки флейт и трещоток, а чувствуешь состояние воздуха и запахи.
Это очень напоминает другой автобиографический роман, хорошо известный русскому читателю, - "Тихий Дон".
В статье одного из популярных русскоязычных научно-популярных журналов рассказывалось, как молодое американское правительство обратилось к Российской Императрице Екатерине II с просьбой прислать отряд казаков для борьбы с индейцами, так как только казаки могли сравниться с индейцами в искусстве верховой езды и помочь разбить непокорных индейских воинов. На что Императрица ответила негодующим отказом, что негоже большим народам объединять усилия, чтобы притеснять и угнетать малые.
Скорее всего это просто красивая легенда. Но проведение параллелей между образом жизни казачества - особого военного сословия, вольного,с детства обучаемого военному делу и верховой езде, и вместе с тем, живущему близко к природе на родной земле , и жизнью индейских воинов невольно напрашивалось у разных людей. И как символично, что Сат-Оку за его отвагу и великолепное умение ездить верхом и понимать коня, своего боевого друга, как себя самого, дали прозвище Козак. ( В отряде всем давали прозвище, в том чилсе и для конспирации).
Роман "Тихий Дон" , несмотря на трагичность событий, написан также очень выразительным и поэтичным языком. Состояние природы чутко воспринимается его героями, которые неотделимы от нее, вросли в нее, их жизнь тесно связана с ее циклами. В "Тихом Доне" жизнь казачества, образы героев не были бы так ярко и красочно вырисованы, если бы не была описана песня и танец - душа казачества. И именно роман "Тихий Дон" позволяет нам в полном объеме узнать об удивительной культуре казачества, их образе жизни, уничтоженном вместе с окончанием Гражданской войны в начале 20-ых гг. ХХ века.
Только человек, выросший на этом, впитавший с молоком матери этот образ жизни, может так выразительно и с такой любовью и глубоким пониманием описать родную песню и танец, как сделал это автор "Тихого Дона". То же мы видим и у Сат-Ока:
" Эти двое должны были начать празднество, как самые младшие из всех шеванезов.
Я плохо помню их танец; в тревоге и волнениях того вечера я утерял воспоминание о лице отца, грозной фигуре горькой Ягоды, о Танто и Паипушиу. Будто сквозь густой туман, я вижу лишь, как они приближаются к тотемному столбу, то отходят от него, я чувствую запах хвои, которой усыпана земля, пальцы друга, сжимающие моё плечо, вижу неподвижные тени на стенах шатра. Отчётливо помнится лишь одно : слова и мелодия песни, которую пели юноши:
Маниту, сделай,
Чтобы дорога через леса и степи
Была для нас всегда открыта,
Чтобы сильнее стали наши руки,
А глаза быстрее.
Дай нам силу брата медведя,
Сделай храбрыми, как волки,
Ловкими, как хищная пума."
Так же, как и "Тихий Дон" ," Земля Солёных Скал" - это целый мир, переданный прежде всего через танец и песню, через восприятие родной природы и животных - верных друзей, сопровождающих в повседневной жизни.
" Мой конь! Это был обыкновенный индейский мустанг. Ничего в нём не было красивого, ничего такового, что могло бы восхитить человеческий глаз красотой линий и очертаний, но для меня это был самый прекрасный конь в мире. Он мне казался не конём, а птицей, самым лучшим из всех коней, каких я когда-либо видел.
Правда, он не был слишком красив. Он низко опустил большую, тяжёлую голову и спокойно стоял на коротких сильных ногах, с немного вывернутыми внутрь коленями. Но каждый знаток индейских коней сумел бы его оценить. Под длинной шерстью вырисовывались сильные мышцы бегуна, широкая грудь говорила о равномерности дыхания, длинное туловище - о приятном волнистом галопе."
"Мы быстро проверили, что он умеет. Отец постарался дать нам умного друга. Конь был хорошо объезжен, нам не стоило никакого труда сесть на него. По свисту он ложился на землю, потом снова по свисту поднимался, менял шаг и направление по едва ощутимому прикосновению руки. Галоп у него был плавный и длинный, а на его спине легко могли поместиться даже три знаменитых всадника из селения Молодых Волков."
О поразительном умении ездить верхом и понимать язык лошади говорили боевые товарищи Сат-Ока.
Рихард Войциховски особенно отмечал, что Сат-Ок был не просто великолепным наездником. Он в совершенстве знал психологию лошади и понимал ее , как бы изнутри. Этого умения не было ни у кого другого из них.
Другой его товарищ Богдан Маевски говорил, что Сат-Ок был бесподобным наездником и смотрелся с лошадью, как одно целое. По его словам, ездить в седле или без седла не имело никакого значения для Сат-Ока. Сам Сат-Ок говорил своим товарищам в ответ на их восхищение, что научился ездить верхом раньше, чем ходить.
Вообще личность Сат-Ока вызывала огромное восхищение у тех, кто с ним втречался.
"До сегодняшнего дня в глазах его товарищей партизан светится любовь и благоговение и уважение, когда они расказывают о человеке, которого они знали как Козака ( прозвище, данное Сат-Оку в отряде - каждый участник имел свое прозвище) и как он вел их в те дни смерти и славы в лесах страны, находящейся далеко от его родины", - пишет о Сат-Оке известный американский публицист Стивен Глантц. Сат-Ок облегчал страдания своих однополчан, так как умел лечить, используя то, что давал ему лес, пишет Ст. Глантц.
С какой любовью о нем говорят его молодые ученики, индеанисты, которых он научил обрабатывать шкуры, делать из них одежду, собирать типи, делать лук и стрелы и правильно с ними обращаться и многому другому,необходимому в нелегкой жизни в лесу, требующей недюжей сноровки и опыта, приобретенного ни одним поколением.
Когда Сат-Ок умер, его гроб был покрыт флагом Армии Крайовой, на нем лежал индейский султан из перьев, а отпевание проводил польский священник. Его могила в Гданьске.
Так Сат-Ок описывал , как его отец отавал дань уважения телам индейских воинов, ушедшим Дорогой Солнца:
"Отец, подойдя к краю ущелья, поднял руки и , повернувшись лицом к мёртвым, начал петь единственную песню, какую когда-либо слышало это ущелье, песню, которая поётся только здесь, у подножия Кенскета:
.
Пусть опустится тьма и окружит нас,
Пусть блеск солнца не слепит наших глаз,
Пусть смолкнут голоса живого мира,
Ибо наши души жаждут покоя.
Пусть опустится тьма и войдёт в наши сердца,
Пусть заслонит от нас селения, реки, озёра,
Мы жаждем вечного покоя,
Мы жаждем вечного покоя.
Веди нас, Великий Дух,
В свою Страну Безмолвия .
.
Мы жаждем вечного покоя,
Мы жаждем вечного покоя."
.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЙ ФИЛЬМ О ЖИЗНИ САТ-ОКА (на rutube)
http://rutube.ru/tracks/4339052.html?v=d8e5131cb67405b3592d432d0fe1f501
(Польша, 2005г.)
На фотографии, сделанной в конце 19 века в США, запечатлены участники живого представления Buffalo Bills Индейцы и Казаки
/