Сат-Ок

(фотография сделана в Канаде во время  встречи Сат-Ока с вождем могавков Доном Иглом)

Сат-Ок. Вопросы биографии.

 .

       Пусть блеск солнца не слепит наших глаз,

       Пусть смолкнут  голоса живого мира,

       Ибо наши души жаждут покоя.

      ****************************

        Мы жаждем вечного покоя,

       Мы жаждем вечного покоя.

       Веди нас, Великий Дух,

       В свою Страну Безмолвия .

       Мы жаждем вечного покоя

НОВОЕ!!! 11 февраля 2013 г., перевод с польского: Сат-Ок о заселении Америки и происхождении индейцев  (Предисловие к книге "Голос прерий" 1990 г.)

 (Сат-Ок "Земля Солёных Скал", глава VIII )

 Сат-Ок. Вопросы биографии.
.
      К сожалению, в некоторых русскоязычных ресурсах интернета появилась мода , не мудрствуя лукаво, "разоблачать" многие известные биографии знаменитых людей. Причем в случае с Сат-Оком не приводится ни одного реального факта, опровергающего автобиографичность его произведений. Просто подвергают сомнению уже имеющиеся неопровержимые факты - вот и всё.
.
     При этом поражает недобросовестность и небрежность, с которой обсуждаются сведения о биографии этого индейского писателя, зато присутствует масса эмоций и уничижительных эпитетов. Такие эмоциональные "разоблачения" рассчитаны, главным образом, на несведущего, но доверчивого читателя. "Там нет сосен - я знаю точно!" - аргументы, подобные этому. При этом такие "разоблачители" сами признаются, что не читали вообще , или прочитали только часть одной книги Сат-Ока. К несчастью, так же они не дочитали и книги по биологоии, истории, лингвистике и т.д. на эту тему.
      Компания, которую правильнее было бы назвать травлей, организованная против Сат-Ока, некоторыми любителями от индеанистики, просто беспрецедентна. Поистине вспоминаются начальные слова документального фильма о Сат-Оке ( Прирожденный Воин, Польша, 2005 г.), что в наши дни притеснение и уничтожение индейской культуры продолжается, только пробретает другие формы.
.
      Когда сталкиваешься, с  подобными недобросовестными "разоблачениями", возникает прежде всего недоумение. Есть нотариально завереннное свидетельство Станиславы Суплатович, матери Сат-Ока, о его рождении в индейском племени в Канаде. Есть нотариально заверенные показания двух одноклассников Сат-Ока,с которыми он , будучи взрослым юношей проучился несколько лет в школе по прибытии из Канады. Они описали прибытие экзотического, старшего их  юноши с необычными привычками и практически не говорившего по-польски.
.
 
.
      Сохранились документы в военных архивах. ( "разоблачители" утверждали, что Сат-Ок не воевал и его рассказ о военных годах якобы совершенно неправдоподобен и нет якобы таких военных соединений, которые Сат-Ок называл. Причем заявляли об этом весьма безаппеляционно. Интересно, что ответили бы таким "разоблачителям" боевые товарищи Сат-Ока  - Рихард Войциховски, Казимир Залески, Барабара Зелт и другие( интервью с некоторыми из них можно увидеть в фильме)? Наверное, просто бы отвернулись - что отвечать на такую оголтелую клевету?
.
     Наконец, другой важнейший документ - Сertificate of Bureau of Native Americans' Affairs, выданный Сат-Оку в Канаде в Международном Комитете по Делам Представителей Коренных Народов Америки . Документ был получен после войны. Сат-Оку пришлось предоставить немало сведений, которые прошли серьёзные проверки. Сат-ок рассказывал, как долго эти процедуры проходили. Такие сертификаты, удостоверяющие личность и происхождение, выдают только после тщательных исследований.
.
      Казалось бы, что ещё? Но нет, эти неопровержимые факты либо замалчиваются в так называемых "разоблачениях", либо не принимаются во внимание - их обходят, как бы не замечая. Напоминает ситуацию, когда вы показываете свое свидетельство о рождении, а вам говорят - нет, вы не сын этих родителей, вы не очень похожи, и вообще всё в вашей семье вызывает подозрение. И приводят аргументы - один абсурднее другого.
       Так каковы же аргументы этих "разоблачителей"? Они выдают себя то за "натуралистов", то за "лингвистов"; а на деле допускают грубейшие ошибки и "ляпы" на каждом шагу, производя  эффектные "выводы", действующие на публику. Ввиду беспрецедентной травли, организованной в русскоязычном интеренете, считаем необходимым рассмотреть некоторые из подобных "аргументов", какими бы необоснованными и абсолютно ненаучными они бы не являлись.
.
    1. Шауни.( шони) , англ. shawnee
.
    Можно встретить утверждение, что шауни никогда не были в Канаде.
    Так может заявлять только человек, знакомящийся с культурой шауни только по сайтам современных резерваций шауни в США. Сейчас резервация шауни находится в Оклахоме, куда шауни были насильно переселены в первой трети 19 века после поражения Текумсе.

    Шауни, шони, алгонкиноязычное племя индейцев Северной Америки. До начала 17 в. Ш. жили на Ю.-В. Северной Америки, по р. Камберленд (штат Теннесси), занимались земледелием и охотой. На протяжении 17 - ¾18 вв. были оттеснены со своих земель сначала на С. до Пенсильвании, затем на З. — на Миссури. В начале 19 в. военачальник Ш. Текумсе пытался организовать общее сопротивление индейских племён продвижению колонизации за р. Огайо. Сопротивление было сломлено, и Ш. поселены в резервацию в штат Канзас, а затем переселены в Оклахому.  Основное занятие — работа по найму.
.
Исследователи отмечают, что внешне шауни были очень близки к европейскому типу, по сравнению с другими племенами. 
.
 Кто такие шауни (шони, Shawnee). Об истории.
.
     Племя Сат-Ока принадлежало к шауни (шони, shawnee). Этот народ имел славную и непростую историю. Известный американский этнограф Фредерик Ходж, автор Handbook of American Indians North of Mexico, пишет, что шауни всегда были  камнем преткновения для исследователей.
      И хотя Сат-Ок объяснял, как его племя попало в северную Альберту в Канаде и далее на северо-запад Канады, и его слова находят подтверждение в этнографических записях ( о чем подробнее позже), находятся некоторые, кто заявляют, что шауни в принципе не было в Канаде никогда. Это неправда. ( Отвергаем сразу несведущие заявления , что шауни всегда обитали в Оклахоме, путая резервацию с реальными историческими местами обитания шауни).  Во-первых, о том, что шауни имели поселения в Верхней Канаде в начале 19 века упоминается в книге Langguth, A. J.Union 1812:The Americans Who Fought the Second War of Independence. New York: Simon & Shuster (2006).
.
    Там говорится о военных действиях в Канадеи о том, что в 1813 году Текумсе пытался предпринять активные наступательные действия против американских войск вопреки бездействию его канадского союзника генерала Проктера, чтобы воины Текумсе могли вернуться к своим поселениям в тогдашней Верхней Канаде. (Langguth, p. 196 )
     Вернемся к основательному этнографическому справочнику Ф. Ходжа, описывающему племена индейцев Северной Америки, их историю, происхождение, пути миграций. В своем исследовании Ф.Фодж подчеркивает неоднородность шауни. Он также пишет о больших трудностях в изучении шауни из-за привычки шауни все время кочевать на протяжении всей их  истории, из-за их многочисленных тесных связей с другими племенами, а также из-за их удаленности от основных путей передвижения в более ранние периоды.
      Неопределенность существует и в трактовке их имени. Предполагают, что они переводятся как "южане", хотя лингвистически принадлежат к центральным алгонкинским диалектам. Однако Ходж , вслед за Адаиром (Adair) считает, что племя, которое голландские авторы первоначально называли саванами ( по названию реки Савана) и есть шауни.
 
     Первоначально в XIX веке были попытки идентифицировать шауни с различными племенами - такими, как Massawomec, Erie, Andaste, Sauk или Foxes. Однако эти теории не имели достаточно веских оснований и были отвергнуты.
.
     О разделении шауни на две основных части
.
      Следует сразу отметить, что уже в XVII веке шауни были разделены на две части, которые находились на значительном расстоянии друг от друга. Одни находились на территории современной Южной Каролины, другие северо-западнее на территории штата Теннесси. Эти две части племен шауни были разделены дружественными племенами чероки. (5)
     Несмотря на это разделение и значительное расстояние, разделявшее две части шауни, а также на различия в их диалектах и на влияния соседних племен , шауни считали себя единым народом.
      Предыстория шауни выглядит не совсем ясно. Как уже отмечалось, лингвистически шауни принадлежал к группе центральных алгонкинских диалектов, тесно связанных с Sauk-Fox, что и дало основания исследователям на первых этапах изучения идентифицировать шауни с Sauk-Fox. (5)
      Ф. Ходж пишет,что ранние голландские авторы использовали термин savanoos ( shavanoos) для обозначения индейцев, проживавших на берегу реки Делавар в Нью Джерси. Ходж доказывает, что этот термин относился не только к шауни, но и к другим племенам, и предположительно означал "южане".
      Исследователи считают, что вначале делавары, шауни и нантиноке (nantinoke) были одним народом. Известно, что впоследствии некоторые группы шауни поддерживали теснейшие связи с делаварами и даже называли их своими "дедами". Разделение этих народов произошло позже, после изгнания Тalligewi( Cherokee)  с севера. Вот тогда шауни и пошли южнее. Однако исследователи затрудняются определить первоначальное место их расположения.
      Реальная история шауни началась в 1669-70 -ых гг. Уже к тому времени шауни состояли из двух частей, разделенных значительным расстоянием, о чем упоминалось ранее.
       Спустя почти век эти племенные группы переселились в Огайо. Пути миграций были достаточно сложными. Во-первых, они определялись непростыми взаимоотношениями с племенами чероки, которые , с одной стороны, были дружественным народом; с другой стороны, направляли пути кочевания шауни, исходя из собственных интересов.
     Исторические факты говорят о том, что чероки во время передвижения шауни на север требовали освобождения территорий в Южной Каролине и Теннесси и предположительно пригласили шауни поселиться на своей восточной границе, чтобы защититься от племен Catawba и других врагов. Сложные и многочисленные изменения месторасположения шауни из-за их взаимоотношений с другими племенами отражен в анналах Рамсея в 1772 году.
     Ходж отмечает, что первоначально голландскими исследователями  шауни было дано другое название. Так, Ходж считает, что саванами называли племена, о которых первоначально писал Adair, который считает, что шавано (Shawano Indians) - это название произошло от первоначального произнесения рек Саванна Savanna).
      Ходж вслед за Адаиром доказывает, что шавана (савана) и шауни(шони) - это названия  одного и того же племени.
       Далее Ходж пишет о том, что в 1690 - 1720 ых гг. начался массовый исход шауни из Южной Каролины  на север. Очевидной причиной могло быть притеснение со стороны белых поселенцев.
      Так, шауни, или саваны (шаваны), чтобы защитить свою свободу, уходят на север, - говорит Ф.Ходж, что шауни и делали многократно в течение своей драматичной истории.
       Далее Ходж исследует перемещение более мелких племенных групп, начиная с 1677-78 гг. Так, небольшой частью шауни были основаны селения  Requea, Аssiwikales и др.
       В 1694 году по приглашению делаваров часть шауни поселилась среди делаваров возле современного Истона ( Easton), уйдя из Munsee.
       После мира между чероки и ирокезами в 1694 году часть шауни ушла с юга и присоединилась к могиканам. 
       Существовали также  упоминания  о многочисленных переселениях и союзах с другими более мелкими племенами. Поэтому к моменту начала борьбы в 18 веке за независимость индейских племен существовало множество племенных групп шауни, тесно контактировавших  и нередко живших с другими племенами от Южной Каролины до Верхней Канады включительно. (3)
       К примеру, имеются сведения, что небольшая группа шауни примкнула к апачам, на Юго-Западе до сих пор живут их ассимилированные потомки.
       О том, что в Верхней Канаде существовали в  начале 19 века поселения шауни, как уже отмечалось выше, упоминают исследователи, писавшие о Текумсе -  в частности А.Лангус(Langguth A .Union 1812:The Americans Who Fought the Second War of Independence. New York: Simon & Shuster (2006).
       Таким образом, шауни еще задолго до переселения их в резервацию в Оклахоме отличались неоднородностью, и помимо деления на две основные части, разделенные значительным расстоянием, еще и имели множество относительно небольших племенных групп, живших по соседству , либо в тесном контакте, с другими племенами. Но, несмотря на различия, неизбежные при таком разделении , шауни считали себя одним народом.
.
   О родном племени Сат-Ока
.
    Шавал(а) (shawala) -  так называли в этнографических записях племенную группу шауни, вождем которой был дед Сат-Ока.Об этом говорил и Сат-Ок.
    Ф.Ходж пишет (2):
 
  "Shawala - племенная группа в составе Брюле Тетон Сиу, происходящая от вождя шауни, принятого в это племя."
 
     Вождь этого племени, дед Сат-Ока, присоединился к племени Сиу ещё до битвы при Литтл Биг Хорн. После этой битвы, в которой они, по словам Сат-Ока, подтверждающимися историческими сведениями, участия не принимали, шавал(а) двинулся на север в канадскую провинцию Альберта, а потом еще дальше - в северо-западную часть Канады. Эти места до сих пор достаточно малолюдны. Там эта племенная группа могла вести скрытный образ жизни, вдали от основных поселений европейских переселенцев, полную лишений и трудностей, но свободную.
.
О различных произнесениях названия шауни. Шеванезы
.
Список встречающихся племенных названий шауни. Жирным шрифтом выделены наиболее созвучные "шеванезам":
http://books.google.ru/books?id=mpRrp_PJnFIC&pg=PA235&lpg=PA235&dq=shawala+shawnee&source=bl&ots=xxR9iwzrzB&sig=fqJouuocc_lCS-LYuLwZH2BiypA&hl=ru&ei=ff7_TNvkIZGw8QOJotWMCw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=2&ved=0CBwQ6AEwAQ#v=onepage&q=shawala%20shawnee&f=false

Источник: Clark P.R. Tribal Names of the Americas: Spelling Variants and Alternative Forms, Cross-Referenced, Р. 234-235
http://www.aaanativearts.com/article43.html
Shawnee comes from the Algonquin word "shawun" (shawunogi) meaning "southerner." However, this referred to their original location in the Ohio Valley relative to other Great Lakes Algonquin rather than a homeland in the American southeast. Shawnee usually prefer to call themselves the Shawano - sometimes given as Shawanoe or Shawanese. South Carolina colonists knew them as the Savannah or Savannuca. Other names: Ani-Sawanugi (Cherokee), Chaouanons (Chauenon) (French), Chaskpe (Chaouesnon) (French), Chiouanon (Seneca), Cumberland Indians, Ontwagnnn (Iroquois "one who stutters"), Oshawanoag (Ottawa), Satana (Iroquois), Shawala (Lakota), and Touguenha (Iroquois).

*******************************
Литература
1.Langguth, A. J. (2006). Union 1812:The Americans Who Fought the Second War of Independence. New York: Simon & Shuster
2.Frederick Webb Hodge,Handbook of American Indians North of Mexico, стр. 530
3.Stephen Warren: The Shawnees and Their Neighbors, 1795–1870, Urbana and Chicago: University of Illinois Press 2005
4.Clark P.R. Tribal Names of the Americas: Spelling Variants and Alternative Forms, Cross-Referenced, Р. 234-235
5. The Smithsonian Institution, Bureau of American Ethnology Handbook of American Indians. Reprint of 1912 edition. Volume 3 N-S. Included are illustrations, manners, customs, places and aboriginal words. In 4 Volumes.

Лингвистика. Язык шауни и язык племени в книгах Сат-Ока. 

.

     На некоторых форумах можно встретить мнение, что слова и выражения, которые Сат-Ок употреблял на языке своего племени в своих автобиографических повестях, не имеют никакого отношения к языку шауни. Но в основе этих утверждений лежит грубейшая методологическая ошибка .Вопрос первый - что считать "настоящим образцом" языка шауни. Так как в качестве источника в таком случае берутся сайты современной резервации шауни.

 

      Например, некоторые любители от индеаниситики утверждали, что слово"моквэ", употреблявшееся Сат-Оком в значении "медведь", принадлежало к языкам других племен алгонкинской группы, но только не шауни. В качестве ссылки использовался современный сайт резервации шауни( который к тому же потом благополучно исчез). Так ли это?
 
     Конечно, очень трудно восстанавливать язык, который практически вымер, да еще все его диалекты и говоры, когда отсутствуют письменные памятники. А этнографические записи энтузиастов, к сожалению, тоже не могут представить до конца полной картины - слишком в неблагоприятных условиях они составлялись, да и истреблению индейской культуры уделялось тогда больше внимания вообще, чем ее изучению.
 
      Но в случае со словом "мо-квэ" нам повезло. Так, в вышеупомянутой книге Ф.Ходжа (Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts. Frederick Webb Hodge) на 536 странице перечисляются основные кланы шауни и транскрипция их имен на языке шауни. Помимо прочих у шауни был клан медведя.У Ходжа записана транскрипция слова "медведь" на шауни - m'-kwae (м-квэ) - МЕДВЕДЬ !!!
 
     Так что этот пример показывает , как при неправильном использовании источников можно сделать скоропалительные выводы о якобы несоответствии слов, употребляемых Сат-Оком, языку шауни, являющиеся в корне неверными.
 

     К тому же нужно представлять, что язык шауни - это не немецкий и не французский с практически единым словарем и грамматикой , преподающейся в школе всем одинаково ( и то - до сих пор масса диалектных различий!) В случае с языками кочевых народов, не имеющих письменности, ситуация совсем иная. Чтобы это понять, нужно проследить историю перемещений и контаков шауни во времени и пространстве.

 .

Язык шауни (шони).  История.

.

     Лингвисты относят шауни к центральным алгонкинским диалектам. Если некоторым индейским языкам повезло больше - они всё-таки до сих пор являются живыми и  даже преподаются в школах в резервациях, как, например,сиуанские  ирокезские языки ,то с языком шауни дело обстоит гораздо хуже. Язык вымирает. Он не развивается , и на нем практически уже  не говорят: ещё осталось 200 носителей этого языка, но это число стремительно уменьшается.

.

      Следует отметить, что  язык, представленный на сайтах современной резервации шауни сильно отличается от языка, на котором говорили шауни во времена Текумсе два века назад в период своего свободного существования. Это вполне естественно. Даже при более благоприятных исторических условиях язык, не имеющий письменных памятников, базирующийся , главным образом, на устной традиции, претерпевает достаточно сильные изменения и влияния в зависимости от контактов и времени. 

.

       К примеру,  большие изменения претерпевал и претерпевает до сих пор язык чероки или могавков - могаукский язык - ( даже в фонетике - прибавляются и меняются звуки, меняются слова,  грамматика ). Сейчас на него влияет современный разговорный американсикий вариант английского языка.  В могаукском языке  происходили изменения на протяжении времени и в зависимости от области проживания. Хотя в отличие от практическии вымершего языка шони(шауни) , этот язык живой и даже преподается;  и то в нем нет единства. (Или более близкий пример :  родственный  русскому языку - украинский. Несмотря на существование большого числа письменных литературных памятников и единых средств массовой информации, а также единых норм орфографи и грамматики , этот язык до сих пор имеет огромное число диалектов, довольно сильно отличающихся друг от друга.)

.

      К тому же,  ещё  200-300 лет назад шауни уже имели определенные диалектные различия, так как существовали разные группы , являвшиеся шауни, разделенные занчительными расстояниям  окруженные другими  племенами ( см. выше).

.

      После поражения в 1813 году у шауни началось полное смятение. Как уже отмечалось, отдельные племенные группы, чтобы не попасть в резервацию, мигрировали и присоединялись к другим  племенным союзам - к таким, как апачи, сиу и т.д. Тесные контакты с чероки. ирокезами, а позднее сиу не могли не отразиться на языке и быте этих групп шауни.

.

      Поэтому считать язык шауни в резервации единственной верным "литературным" языком шауни  было бы в корне неверно. Тем более, что он отличается от языка , на котором говорил Текумсе. И сейчас представляется невозможным перевести многие имена современников Текумсе, так как языки отличаются. Перевод имен обеих жен Текумсе так  и остается загадкой для лингвистов :

Pucksinwah - отец

Methoataske - мать

Mohnetohse---- первая жена Текумсе, которая была отослана назад к родителям за то, что она не заботилась должным образом об их

Mahyawwekawpawe---первый сын Текумсе

Mamate---- вторая жена Текумсе

    В современном шауни звука "р" нет. Во времена Текумсе использовались слова с буквой "р"

Wehyahpihreshnwah ( Синяя куртка) - имя, которое дали шауни  принятому в племя  европескому юноши в 1771 году

Loyparcowah - один из вариантов произнесения имени деда Текумсе и т.д.

http://wayback.archive-it.org/1475/20090731014008/http://www.geocities.com/SouthBeach/Cove/8286/warrior.html

.

     К сожалению, из-за отсутствия достаточных сведений  и источников картина развития языка шони( шауни)  и всех его диалектов скорее всего так  не будет восстановлена во всем ее разнообразии. Поэтому использовать язык современного сайта резервации шауни(шони) в качестве образца для сравнения в корне неверно.

  

      К тому же, повторимся, из-за изначального деления шауни на две удаленные друг от друга части, а также расселения значительного числа групп шауни среди племен других языковых групп (см.выше), диалектные различия должны были быть колоссальные. Но, к несчастью, они не были зафиксированы в полном объеме, на что указывали многие исследователи.

*************************************************************************

Литература

1.Voegelin, Carl F. . Shawnee Stems and the Jacob P. Dunn Miami Dictionary. Indiana Historical Society Prehistory Research Series 1938-40

2.Frederick Webb Hodge,Handbook of American Indians North of Mexico
3.Stephen Warren: The Shawnees and Their Neighbors, 1795–1870, Urbana and Chicago: University of Illinois Press 2005

.Шауни в Канаде

 

SHAWNEE SLOPES в провинции Альберта в Канаде

 

      О присутствии шауни в Верхней Канаде во времена Текумсе уже упоминалось в этой статье. Но стоит отдельно обратить внимание на  природный заповедник в провинции Альберта в Канаде. Он заслуживает особого внимания,потому что  так и называется Shawnee Slopes ( СКЛОНЫ ШАУНИ) и находится недалеко от Калгари.(Ка́лгари (англ. Calgary [ˈkælɡ(ə)ri]) — крупнейший город в провинции Альберта в Канаде. Расположен на юге провинции, в области предгорий и прерий, примерно в 80 км к востоку от водораздела Канадских Скалистых гор).

 

      Об этом природном заповеднике есть статья в Википедии. Они названы в честь коренных житетелй шауни. Одной из достопримичательностей сейчас там являются горнолыжные трассы, а так же  поля для гольфа.Там есть община( об этом ниже).


SHAWNEE SLOPES (СКЛОНЫ ШАУНИ)
http://en.wikipedia.org/wiki/Shawnee_Slopes,_Calgary

       В июле 2011 года в парке Fish Creek( Рыбный Парк Кри), входящий в этот заповедник ( точнее он севернее склонов),случился пожар  во время летней жары.(Кри - большое племя в Канаде, о котором не раз упоминал Сат-Ок в своих повестях). На сайте были опубликованы фотографии горящего леса.


     Глядя на эти фотографиии, вспоминается полный драматизма рассказ Сат-Ока в начале повести" Таинственные Следы"о страшной засухе, которая случилась однажды летом.

Сайт общины

 
Фотографии Склонов шауни

 .

О побеге Станиславы Суплатович в Канаду

  

   Современному человеку, привыкшему к благам цивилизации и комфорту, теперь трудно представить, как люди жили более ста лет назад без электричества, автомобилей   и многого другого. Да, было время... И то, что не являлось чем-то необычным тогда, кажется невероятным сегодня. Например, немалое число людей в Российской Империи отправлялось в длительный и полный опасностей поход пешком в Иерусалим, при чем даже из  северных губерний. До сих пор некоторые семьи хранят память о своих прадедах- паломниках. Такие паломничества не являлись уделом избранных и особенно выносливых и были по силам обычным гражданам, включая крестьян.

 

     Побег из сибирских ссылок в сопредельные государства были также нередки. В истории Станиславы Суплатович нет прецедента. Достаточно вспомнить хорошо известную многим историческую личность - Марусю Никифорову ( Марию Григорьевну Никифорову), соратницу батьки Махно. Одним из ярких фактов ее биографии является побег в Америку из  ссылки через Японию.Это был один из известных маршрутов, как говорится в ее биографии. И  она была далеко не первой осужденной , сбежавшей на американский континент. Хотя современному обывателю это кажется фантастическим и невероятным, чтобы женщина смогла благополучно преодолеть такие расстояния. Но Марусе Никифоровой, как и  другим арестантам, это удалось.

 

      Сат-Ок не говорил о  подробностях побега в Канаду Станиславы Суплатович, он не был их свидетелем. Многие детали этого события - это , конечно же, плод воображения журналистов, художественно описавших биографию Сат-Ока. Но для того времени подобные переходы были нередким явлением. 

 

       Еще одно уточнение, касающееся биографии Станиславы Суплатович,  матери Сат-Ока. Так как при попытке выяснить подробности жизни матери Сат-Ока до ссылки возникала путаница с однофамилицами. Имя Станислава и фамилия Суплатович достаточно распространены в Польше. На это указывал еще Сат-Ок в ответ на некоторые, якобы выясненные "обстоятельства" жизни семьи его матери.

 

      Дореволюционные архивы ссыльных в Сибири - особенно политических -  значительно пострадали во время Гражданской войны , когда власть по много раз переходила из рук в руки противоборствующих  сторон.

 

     Стивен Глантц писал, что мать Сат-Ока происходила из семьи, принадлежавшей к польской шляхте. Об этом свидетельствуют   показанные в документальном фильме "Прирожденный Воин" фотографии семьи Станиславы Суплатович, на которых запечатлены ее родственники - офицеры.

*****************************************************

Литература

Чоп В.М. «Маруся Никифорова». — Запорожье: РА "Тандем-У”, 1998

.Клан Совы

 

     К сожалению, можно встретить неверное утверждение, что у шауни никогда не было тотемных разделений на кланы, связанных с животными, что якобы вместо этого у  них были "именные группы".

 

     В основательном научном труде, описывающем все известные европейцам названия и передвижения племен по территории США (Handbook of American Indians North of Mexico, In Four Parts автора Frederick Webb Hodge)  Ф.Ходж на странице  536 пишет, что у шауни было 13 кланов, каждый из которых был посвящен определенному зверю или птице. Ф.Ходж приводит транскрипции этих названий. У шауни, согласно Ф.Ходжу, были кланы волка, сарыча,  медведя, полярной гагары (!) (loon), пантеры, СОВЫ, индюка, оленя, енота, черепахи, змеи, лошади, кролика.

 

      Эти сведения содержатся у других  этнографов, в частности Моргана. Раньше черепаха, по словам этих исследователей, занимала важное место в мифологических традициях шауни. Но несмотря на это, на конференции 1793 года шауни поставили свою подпись в виде тотемного изображения змеи.

 

   Так что деление на тотемные кланы было, и был клан Совы!

 

 

 Вопрос о быте, использовании лошадей  и огнестрельного оружия в племени Сат-Ока

 

       Иногда можно встретить несколько абсурдный вопрос, почему шауни во времена Текумсе использовали огнестрельное оружие, а в племени Сат-Ока практически обходились без него. Во-первых, шауни во времена войны за  независимость находилсь на легальном положении, были союзниками англичан , обеспечивавших их оружием, и так далее. Позже после поражения, стремясь избежать насильственного поселения в резервацию, часть шауни ушла дальше.

 

        Иметь огнестрельное оружие и пользоваться им  - это значит постоянно пополнять запас патронов. Для этого необходимы налаженные связи с факториями, что было совершенно невозможно после разгрома Текумсе в 1813 году. Это привело бы в конечном итоге к заключению в резервацию пытавшемуся вести скрытный образ жизни племени Сат-Ока.

 

        Еще один факт, который игнорируют, когда говорят об автобиографических произведениях Сат-Ока. Продолжение=> http://the-indians.narod2.ru/index/0-12

Сделать бесплатный сайт с uCoz